Вице-президент Центра исследования корпоративных отношений Ростислав Ищенко считает, что целесообразность присутствия в схемах поставки газа в Украину монопольного посредника в лице «РосУкрЭнерго» вызывает очень много вопросов. Об этом он заявил в интервью ForUm’у.

«В принципе, заместитель госсекретаря США только повторил слова своего шефа. Аналогичное заявление Кондолиза Райс сделала еще в середине января. Следует, однако, отметить, что тезис об «обеспокоенности Европы» является преувеличением, поскольку ни один из европейских лидеров подобных мыслей не высказывал. Речь идет не только о руководителях ведущих стран (Блэр, Ширак, Берлускони, Меркель). Даже президент Польши – традиционного союзника Украины и, кстати, США устранился от жесткой оценки газового спора. Симптоматично и то, что из всех ведущих американских политиков в газовый конфликт активно вмешалась только Кондолиза Райс, которой пора уже думать о своей карьере «после Буша», поскольку у республиканцев очень мало шансов сохранить за своей партией президентский пост», - отметил он.

«Это, конечно, не отменяет ни факта капитуляции украинского правительства в им же развязанной газовой войне, ни того, что целесообразность присутствия в схемах поставки газа на Украину монопольного посредника в лице «РосУкрЭнерго» вызывает очень много вопросов: не столько даже по причине прозрачности/непрозрачности данной компании, сколько из-за её монопольного положения как поставщика газа в Украину, контроля ею же экспорта газа в Европу (на котором раньше зарабатывал «Нафтогаз»), и предоставления ей доли на внутреннем украинском газовом рынке», - сказал Ищенко.

«США также интересуются не вопросом прозрачности этой компании, а тем, что предложенная Россией схема, в среднесрочной перспективе, ставит под контроль «Газпрома» газотранспортную систему Украины. Вашингтон крайне не заинтересован в создании европейско-российского энергетического альянса, поскольку это с неизбежностью приведёт к теснейшей экономической и политической интеграции ЕС и ЕЭП и появлении в мировой политике огромного политико-экономического и военного образования, способного эффективно конкурировать с Америкой по всему миру и во всех сферах», - заявил он.

«Именно эти опасения вызывают вмешательство США в Средней Азии, в Иране, в Восточной Европе и на Украине. Цена конкуренции крайне высока – решается вопрос о мировом лидерстве в ближайшем столетии. Для того, чтобы это понять, достаточно вспомнить, что газ уже с начала следующего десятилетия газ должен заменить нефть в качестве основного энергоносителя, а Россия, государства Средней Азии и Иран располагают в совокупности 70% разведанных и перспективных мировых запасов газа», - подчеркнул Ищенко.

«В рамках этого противостояния США выиграли у России оранжевый раунд на Украине в конце 2004 года, но проиграли ей через год газовую войну, которую украинское правительство начало, явно рассчитывая на американскую поддержку (не исключено, что таковая даже была обещана). Европа пока колеблется, хоть всё отчетливее склоняется в сторону союза с Россией. Москва практически не конкурирует на мировых рынках с европейской промышленностью (кроме, разве что ВПК и технологий двойного назначения) и является перспективным источником относительно дешёвых энергоносителей. Вашингтон же – природный конкурент ЕС, к тому же изрядно раздражающий Европу своим политическим давлением», - отметил он.

«Естественно, что в рамках этой борьбы за лидерство сверхдержавы используют для достижения политических целей не только политические или военные, но и экономические рычаги. Кстати, США, пользуясь своей финансово-экономической мощью, раньше всех начали и активнее всех используют, инструмент экономического давления. Так всегда было, есть и будет», - сказал Ищенко.

«Проблема же Украины заключается не в том, чтобы найти «благородного союзника», который не будет давить (таких не бывает), а в том, чтобы определить насколько и с кем совпадают её жизненные интересы. С моей точки зрения, на сегодня, участие в российско-европейской интеграции и получение за это дешевого газа для развития своей экономики – значительно перспективнее, чем импорт, причём отнюдь не бесплатный, сомнительных американских представлений о демократии и беспрерывные ссоры с ближайшими соседями, которые (ссоры, а не соседи) уже поставили под сомнение само существование украинской государственности», - подчеркнул он.

Как сообщал ForUm, 24 января заместитель государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Дениэль Фрид заявил, что Россия использовала газовый вопрос как политическое давление на Украину.

«Естественно, мы должны помнить, что Россия, по-видимому, всегда была и будет оставаться важнейшим поставщиком газа для Украины, и здесь вопрос не в этом, а в том, что в данной ситуации газового кризиса, вопрос газа использовался как политическое давление на Украину, а также в том, что для разрешения кризиса вошел посредник, который имеет не очень надежную репутацию, о котором мало знают», - сказал Фрид.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1809