Как свидетельствует продолжающийся с января 2011 года мониторинг Уполномоченного по правам человека Нины Карпачевой состояния соблюдения прав заключенных Лукьяновского СИЗО, на 1.01.2011 года в столичном изоляторе находилось 3730 заключенных, в настоящее время – 3899 (на 5% больше), а в некоторые месяцы (в частности в мае) их количество достигало около 4000 человек при наличии 2850 мест. Среди заключенных СИЗО – 339 женщин, а также 45 несовершеннолетних детей, свыше 60% из которых – за кражи и грабежи.

Как сообщили ForUm’у в пресс-службе Омбудсман Украины, Карпачева делает вывод: катастрофическое переполнение следственного изолятора является главной проблемой. Причина этого – злоупотребление стражами порядка и судьями правом на арест; судебная волокита с рассмотрением дел (нарушение разумных сроков рассмотрения дел); отсутствие надлежащего правового поля. Даже обращение Президента Украины к стражам порядка и судьям о незлоупотреблении правом на арест, обнародованное после встречи с Уполномоченным по правам человека 14 января 2011 года, пока еще не было услышанным.

Так, к Уполномоченному по правам человека за 8 месяцев прошлого года поступило 452 обращения о незаконности арестов. За аналогичный период этого года – уже 936 обращений (вдвое больше!). В Лукьяновском СИЗО на начало 2011 года было 769 подследственных, сегодня – уже 1377, то есть рост составил 79%!

Чтобы остановить злоупотребление правом на арест в Украине, Европейский суд по правам человека 10 февраля 2011 года прибегнул к крайней мере – принял пилотное решение «Харченко против Украины». Суд обратил внимание на немотивированность решений судов и отметил, что взятие под стражу должно применяться только тогда, когда существует реальная угроза уклонения обвиняемого от следствия и суда.

Проверка Омбудсманом СИЗО 15 сентября 2011 года снова засвидетельствовала о нечеловеческих условиях содержания заключенных: люди спят либо на полу, либо поочередно, ведь не хватает свыше 1000 мест! В ходе мониторинга были проверены условия содержания женщин, несовершеннолетних, больных в изоляторе, а также отдельных бывших высших должностных лиц.

Карпачева отмечает, что после представления Уполномоченного по правам человека в мае 2011 года к Председателю Государственной пенитенциарной службы Украины произошли некоторые позитивные сдвиги в отношении условий содержания, в частности беременных женщин – в СИЗО появился врач-гинеколог, достроено помещение нового женского корпуса.

В то же время Омбудсман выявила вопиющие случаи нарушения прав заключенных женщин – для них в настоящее время не хватает 36 мест.

Заключенная Евгения Федосова, числящаяся за Печерским райсудом города Киева, находится в условиях СИЗО с 2006 года; у заключенной Снежаны Кириченко – цирроз печени в последней стадии, что угрожает ее жизни (числится за Шевченковским райуправлением милиции города Киева); у Лидии Бевзюк – зоб четвертой степени, и она нуждается в оперативном хирургическом лечении (числится за Святошинским райсудом города Киева).

Есть существенные проблемы в предоставлении медицинской помощи заключенным в условиях СИЗО. Переполнение учреждения приводит к невозможности разместить всех больных в медицинской части и вынуждает оказывать медицинскую помощь непосредственно в камерах, даже ставить там капельницы. У медчасти СИЗО в данное время содержится 47 больных активной формой туберкулеза. Это – угроза жизни и здоровью как заключенным, так и персоналу СИЗО, следователям, адвокатам и в конечном итоге – всему обществу.

Мониторинг Уполномоченного свидетельствует, что многие из судей, к сожалению, не учитывают обращения тяжелобольных, даже когда болезнь угрожает самой жизни.

В ходе проверки был выявлен факт грубого нарушения права на жизнь 28-летней Александры Робейко, страдавшей на ряд тяжелых болезней: туберкулез, СПИД. Руководство СИЗО обращалось в Шевченковский районный суд 15 августа 2011 года об оказании медицинской помощи за пределами СИЗО, однако суд проигнорировал это обращение. Более того, судья Андрей Асаулов 10 сентября вынес приговор женщине, которую доставили в суд в обморочном состоянии. К сожалению, 15 сентября она умерла.

Карпачева лично встретилась с экс-премьер-министром Юлией Тимошенко, бывшими чиновниками Юрием Луценко, Валерием Иващенко и Василием Волгой, которые содержатся в этом СИЗО. Каждый из них жаловался на ухудшение состояния здоровья и невозможность получить специализированную медицинскую помощь в условиях СИЗО.

По результатам осуществленного мониторинга Омбудсман считает необходимым: сломать порочную практику со стороны стражей порядка и судей об избрании меры пресечения в виде взятия под стражу без учета состояния здоровья человека, возраста, наличия иждивенцев; ввести домашний арест как меру пресечения; безотлагательно гуманизировать УПК Украины, в частности повысить санкцию, при которой возможное применение ареста, подняв ее с трех до пяти лет.

Необходимо срочно внести эти изменения в действующий УПК, не ожидая выводов Венецианской комиссии и принятия нового УПК. Только это дало бы сегодня возможность освободить треть заключенных Киевского СИЗО!

Уполномоченный по правам человека настаивает также на введении в УПК Украины права подсудимого обжаловать в апелляционном суде постановление о его аресте.

Омбудсман подчеркивает: государство не имеет морального права помещать человека за решетку, если там не созданы элементарные условия для его содержания. А поэтому руководство СИЗО при отсутствии имеющихся мест должно было бы отказывать в принятии заключенных.

Отвечая на вопрос журналистов о перспективах обращения Тимошенко в Европейский суд по правам человека, Карпачева отметила, что по действующему УПК Украины у лица, имеющего статус подсудимого, нет возможности обжаловать постановление судьи о своем аресте. Это свидетельствует о том, что в национальном законодательстве отсутствует механизм обжалования такого решения, что по существующей практике Европейского суда по правам человека считается нарушением норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2115