В зоне фосфорной катастрофы на Львовщине, несмотря на утешительные прогнозы чиновников, продолжается паника. Окрестные селения будто повымирали, улицы опустели, в атмосфере физически ощущаешь тревогу и страх. В этом убедилась корреспондент «Сегодня», побывав в нескольких селах, оказавшихся в опасном радиусе от места катастрофы поезда с фосфором (в 3 и 7 километрах).

Респиратор, прихваченный с собой, к счастью, не понадобился, в районе бедствия никаких облаков ядовитого дыма или выжженной травы нет, дышится нормально, запах в воздухе отсутствует. Только небо не ясное, как во Львове, а какого-то грязновато — серого цвета. Картина жутковатая из-за опустевших домов. Детей селяне вывезли подальше к родственникам и знакомым - во Львов, Карпаты и даже на Восточную Украину. Выехало много молодежи и женщин, а вот старики и мужчины остались стеречь хозяйство, закрывшись по домам. Они включили радио, ожидая новостей.

43-летняя Мария из Яблунивки выбежала на пару минут купить хлеба, прикрыв рот и нос марлевой повязкой (в респираторах или противогазах никто не ходит - их тут просто не продают, а спасатели не раздавали). У нее большое хозяйство - коровы, свиньи, лошадь, гуси: «12-летнюю дочь отправила к знакомым в Славское, а сама осталась. Коров дою, но молоко выливаю. После аварии скот не выгоняю на пастбище, но долго держать его в хлеву невозможно. Завтра, наверное, выведу попастись». Женщина рассказала, что на следующий день после аварии приехали люди в форме из Львова и сказали селянам: «Если через три дня листья на деревьях опадут, то вам «труба». А если нет - можете оставаться в селе».

По ее словам, мужики уже второй день не просыхают - трезвого редко встретишь. Кроме минералки, скупили в магазинах всю водку и так «лечатся» от последствий аварии. Будто в подтверждение слов Марии в соседнем селе Боложиневе нам встретился уже хорошо поддатый 47-летний Степан. В отличие от многих односельчан, он полон оптимизма: «Я лично не паникую, чувствую себя нормально. Воду беру с источника неподалеку, она там чистенькая. Новости я не смотрю - а зачем себе настроение портить? Они там и так брешут. Местное радио не слушаю - шипит страшно».

Слухи о массовом падении скота не подтвердились. «Это вранье. Столько уже придумали: мол, чья-то корова, над которой пролетало ядовитое облако, тут же свалилась. А я говорю: а потом встала, отряхнулась и пошла. Да не было такого!», - уверяет житель Соколивки, 62-летний Николай.

Продуктовые магазины, аптеки в селах работают. Люди активно скупают апельсиновый и гранатовый соки, соду и активированный уголь. Хотя дополнительно, по словам жителей Яблунивки и Соколивки, воду и продукты им не подвозят. Говорят, что время от времени село обходят милиционеры, чтобы не допустить мародерства. Жители периодически моют полы содовым раствором, окна занавесили смоченной в соде марлей.

38-летняя Галина Сира, с которой мы поговорили уже во Львове, как только узнала об аварии, сразу же рванула из Соколивки с двумя детьми, 9-летним Юрой и 11-летним Ромой, сюда к друзьям. О сером облаке, нависшем над полем, ей сообщил по мобилке муж, комбайнер Иван. А потом в селе стали говорить, что неподалеку взорвалась химия. Женщина побежала загонять домой корову с пастбища, собрала основные пожитки и уехала. Дороги почти не было видно из-за дыма, похожего на туман, где-то в метр высотой. «Мы все успели нанюхаться этой гадости, сначала болела голова и першило в горле. Сейчас уже лучше, но за детей тревожно - как это отразится на их здоровье?», - признается Галина и начинает плакать. Сколько она еще пробудет у друзей, не знает: «Пока нас не убедят, что все в порядке. Надеюсь дня через три вернуться».

В больницы из-за отравления фосфором попали 72 человека. Во Львовском военном госпитале лежит 24, пострадавших во время Ожидовской катастрофы, пятеро местных жителей, остальные — пожарные. В реанимации — четверо. В ОХМАТДЕТе — 11 детей. Все жалуются на головную боль и першение в горле. Некоторых подташнивает.

Спасатель пожарного поезда из Здолбунова Александр Шевчук приехал на место катастрофы тушить огонь одним из первых, пробыл три часа: «Кислорода в дыхательном аппарате хватило на 40 минут. А потом сбросил его и работал так. Подкачать баллоны новой порцией было негде. Да и тяжелые они – 20 килограммов за спиной. Через три часа меня начало тошнить и рвать, драло горло. Сейчас уже не жалуюсь».

Сосед героя-пожарного по палате, житель села Куты (в 10 км от эпицентра), 22-летний Андрей Сухоставский рассказал, что в тот злополучный вечер купался с друзьями в озере. «Когда увидели в небе облако, подумали, что надвигается ураган. Через пару часов узнали от односельчан, что в Ожидове бахнуло. К тому времени у меня начало печь во рту и тошнить».

Ребята из МЧС Львовщины, которые находятся в обычной палате, выглядят бодро, шутят и режутся в карты. «В ту ночь было плохо, да. А сейчас уже намного легче», - признался один из спасателей. А его товарищ, улыбаясь, угостил пригоршней конфет: «Не бойтесь, они не отравленные». Правда, представиться ребята не захотели, отмахивались и от фотокамеры, дескать, нам слава не нужна.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2877