НБУ снова вернулся к политике фиксированного курса, однако сомнительные эксперименты на валютном рынке дорого обошлись экономике. Цена ошибки Нацбанка – двузначная инфляция, которая сильнее всего бьет по наименее социально защищенным слоям населения. Об этом пишет экс-глава Нацбанка Сергей Арбузов в статье «Почему НБУ должен снять ограничения с валютного рынка», опубликованной в «Форбс». 

По его мнению, сейчас бессмысленно искать виновных. Хотя, подчеркивает экс-глава НБУ, анализ ошибок необходимо сделать – во избежание их повторения в будущем. Правительству и НБУ, по словам Арбузова, следует сконцентрироваться на стабилизации валютного рынка, успокоив прежде всего население и дав бизнесу реальный индикатор стоимости валюты. Который, согласно проведенным расчетам, вполне может соответствовать 12-12,5 гривни за доллар.

Для достижения этой цели правительству и регулятору, считает экс-глава НБУ, нужно сконцентрировать усилия в двух направлениях:

- снижение вреда от девальвации для заемщиков, получавших кредиты в валюте;

- увеличение предложения иностранной валюты на безналичном валютном рынке.

Что касается борьбы с черным рынком наличной валюты, то, по мнению Арбузова, НБУ нужно отказаться от ошибочной практики якобы свободной продажи $200 в руки. Реальность показывает, что их фактически невозможно купить, особенно если речь идет об отделениях банков в средних и небольших городах.

Вместо растраты международных резервов на продажу $200 Арбузов предлагает Нацбанку начать продажу валюты для валютных заемщиков, которые наиболее страдают от девальвации. 

«Таких клиентов у банков сегодня – более 60 тысяч, - пишет он. - Но суммы, которые необходимы для уплаты кредитов такими клиентами, невелики – около $50 млн ежемесячно до стабилизации курса (для сравнения, НБУ продает для валютных касс банков около $0,5 млрд в месяц). В случае реализации данной меры возрастет погашение валютных кредитов, что будет способствовать стабилизации ситуации в банковской системе страны».

Арбузов обращает внимание на то, что, по данным Центробанка, в аукционах для покупки валюты на пополнение наличных в кассе принимали участие около 50 средних, крупных и крупнейших банков.

«Приблизительное количество отделений у этих банков – около 20 тысяч. То есть если предположить, что валюту можно было купить в каждом из отделений банков, участвовавших в аукционе, то на каждое отделение пришлось по $25 тыс. по заниженному в сравнении с рыночным курсу. Купить которые, исходя из введенных Нацбанком ограничений, смогли всего лишь 125 человек. Эффективность такого расходования международных резервов Украины оцените сами...» - отмечает он.

При этом, подчеркивает Арбузов, бороться с нелегальными обменками, на чем концентрирует усилия Нацбанк, не нужно. Это следствие, а не причина валютной нестабильности. К тому же такая борьба должна быть прерогативой правоохранительных органов, а не НБУ.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

309