Летние каникулы образца 2014 года у юных обитателей Донбасса в этом году получились, прямо сказать, – страшные. Оздоровление под взрывы снарядов и рикошеты пуль организовать сложно. Тут хотя бы жизнь уберечь.
Но «злое лето АТО» заканчивается. Правда, не заканчивается сама антитеррористическая операция. Однако, несмотря на все ужасы войны, жизнь не остановилась. И для детей это продолжение жизни означает, что осенью - снова в школу. Только вот что делать, если школа разрушена?
Как государство намеревается продолжить обучение детей в зоне АТО, а также детей-переселенцев, и насколько готовы школы и детсады принять новых учеников - выяснял ForUm.
Централизованного плана нет
Как выяснилось – ни один высший государственный орган проблемой устройства детей-переселенцев в школы и детсады не занимается. В Министерстве социальной политики на наш запрос ответили, что «в подчинении Минсоцполитики нет школ и детсадов» и что надо обратиться к Министерству образования или в местные органы власти.
В Минобразования нам сообщили, что непосредственно переселенцами они не занимаются, а делегировали эти полномочия местным органам образования. «Учитывая сложившуюся ситуацию в отдельных регионах страны, Министерство образования и науки Украины письмом от 24.03.2014 № 1 / 9-171 поручило местным органам управления образованием обеспечить надлежащие условия для обучения и воспитания детей, которые выехали на проживание или временное пребывание в другие населенные пункты Украины, предоставление им необходимой психологической поддержки, и способствовать родителям учащихся (воспитанников) в решении вопросов, связанных с зачислением детей в учебные заведения по месту жительства или временного пребывания», - отметили в пресс-службе МОН Украины.
Народный депутат Украины Виталина Дзоз в своем комментарии нам также подтвердила, что госструктуры высшего порядка не занимаются проблемами донбасских школьников и дошкольников: «Проблема устройства детей-беженцев из юго-восточных областей в школы и детские сады Украины сегодня полностью возложена на плечи родителей и руководства местных управлений образования. Каждая область решает проблемы с распределением детей-беженцев в школы и детские садики самостоятельно. Централизованного плана действий в стране, к сожалению, нет».
Однако, по крайней мере, количество детей, приехавших на временное пребывание и поступивших в новые учебные заведения, МОН называет.
«Официально зарегистрировано органами местного самоуправления 27 тысяч детей.
Вопрос о зачислении или переводе в учебные заведения детей, уехавших на проживание или временное пребывание в другие населенные пункты Украины, относится к компетенции местных органов управления образованием.
В частности, по информации департамента образования и науки, молодежи и спорта исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации), по состоянию на 6 августа 2014 г. в учреждения образования Киева устроен 1161 ребенок из восточных регионов и Крыма (501 ребенок устроен в детсады; в школы Киева пойдут 643 ученика с востока и Крыма)», - уточнили в пресс-службе Минобразования.
Однако, в связи с тем что нет единой информационной базы, мы не смогли выяснить общую картину ситуации – готовы ли школы и детсады принять детей, все ли у них есть? Каждое отдельно взятое учебно-воспитательное заведение предоставлено само себе. Однако, исходя из цифр, озвученных Киевским горсоветом касаемо количества детей-переселенцев, можно предположить, что, поскольку эта цифра не такая уж и большая, то глобальных проблем не возникает.
Между тем ни для кого не секрет, что официальные цифры могут сильно отличаться от реальных, которые сегодня в Украине никто не в состоянии посчитать. Кроме того - скорее всего, жители немирного Донбасса надеются, что к концу лета силовые противостояния закончатся и дети смогут пойти в родные школы. Но что, если этого не произойдет? Вот тогда-то можно будет и ожидать «школьно-детсадовский ажиотаж», к сожалению.
Министр образования и науки Сергей Квит на пресс-конференции 15 августа рассказал, что ситуацию со школьным образованием на Донбассе министерство контролирует. «Как ни странно, мы продолжаем держать ситуацию под контролем. Министерство располагает полной статистикой касаемо пострадавших в этом регионе школ, детских садов, высших учебных заведений. Могу заверить, что дети не останутся без образования - школы Донецкой и Луганской областей раньше были заполнены далеко не на сто процентов, так что мы всем найдем место», - заверил министр.
Документы – не необходимость, а учебников может не хватить
Несмотря на нежелание Минобразования разбираться с деталями, некоторые шаги для обеспечения возможности детей-переселенцев учиться все же предпринимаются.
Так, в министерстве нам сообщили, что прием детей в детские сады осуществляется по месту фактического проживания родителей, а также – что перевод учащихся в общеобразовательные учреждения осуществляется с учетом потребностей и желаний родителей и детей, а не просто - «где место будет».
Также Минобразования обратилось с письмом в органы управления образованием и к руководителям дошкольных учебных заведений с просьбой осуществлять прием детей в дошкольные учебные заведения без предварительной электронной регистрации, для приема детей в дошкольное учебное заведение (группы) компенсирующего типа дополнительно обеспечивать представление заключения психолого-медико-педагогической консультации, территориального лечебно-профилактического учреждения или тубдиспансера, направление местного органа управления образованием. А в случае отсутствия свидетельства о рождении ребенка - способствовать родителям в его дальнейшем возобновлении в установленном законодательством порядке.
Кроме того, зачисление в общеобразовательные учебные заведения учащихся, проживающих на территории Луганской и Донецкой областей, разрешается без соответствующих документов о базовом и полном среднем образовании и приложений к ним с последующим восстановлением их в установленном порядке.
Также в Минобразования разъяснили, что условия поступления в школу зависят от типа школы и формы ее собственности. Так, в соответствии с Положением об общеобразовательном учебном заведении зачисление учеников во все классы коммунальных школ I-III степеней осуществляется без проведения конкурса и, как правило, согласно территории обслуживания. Перевод в специализированную школу с углубленным изучением отдельных предметов, гимназию, лицей, коллегиум государственной и коммунальной формы собственности осуществляется на конкурсной основе в соответствии с приказом МОН. В этом случае проверка знаний ребенка допускается.
Однако с детсадами не все так просто и для киевлян, не говоря уж про переселенцев. Общеизвестен факт, что во многих районах столицы мест в детсадах катастрофически не хватает.
«Если с переводом в новую школу проблем обычно не возникает, то в детский садик без очереди детей-беженцев городские власти взять просто не могут. Уверена, что одним из путей решения этой проблемы может стать открытие дополнительных групп дошкольного образования прямо при пунктах временного размещения беженцев или при санаториях, школах». - Таким видит выход из ситуации Виталина Дзоз.
Как уже отмечалось, на вопросы типа - все ли школы обеспечены достаточным количеством книг с учетом учеников-переселенцев? хватает ли элементарно учителей и воспитателей в школах и детсадах? – Минобразования ответ не дает. Однако есть все основания предполагать, что проблемы таки возникнут. Подобного мнения придерживается и Дзоз: «Уже не вызывает сомнений тот факт, что к началу нового учебного года во многих школах возникнут проблемы и с учебниками, и с нехваткой педагогов. Ведь поток беженцев из Донбасса, к сожалению, не уменьшается. Точное количество детей, которые из-за войны пойдут в школу уже в другом городе или области, назвать сейчас трудно. Многие родители до сих пор верят – они смогут вернуться домой и жить как раньше. Увы, как раньше больше не будет. Требуют решения, естественно, и кадровые вопросы. Многие учителя, преподаватели, воспитатели Донбасса и Луганска сами стали беженцами. Какова потребность восточных областей Украины в педагогических работниках – все это только предстоит выяснить».
Когда прозвенит школьный звонок
Вместе с тем отсрочивать начало учебного года в связи с ситуацией на востоке Минобразования намеревается только непосредственно в зоне проведения АТО. «В соответствии с Законом Украины «Об общем среднем образовании» учебный год в общеобразовательных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности начинается в День знаний - 1 сентября. В районах, временно контролируемых российскими диверсантами и террористами, для безопасности учащихся и педагогов начало обучения придется отсрочить на период до окончательного завершения АТО, будут применяться различные формы предоставления образовательных услуг», - отметили в Минобразования.
Квит уточнил информацию: «В большинстве заведений Донбасса учебный год начнется в привычные сроки, 1 сентября. Впрочем, в районах, которые по-прежнему контролируются незаконными военизированными группами, занятия, по понятным причинам, начнутся несколько позже. В этих местах мы планируем перенести учебный год на 1 октября или когда это будет возможно».
При этом, по информации Виталины Дзоз, – нужно будет много чего сделать для восстановления зданий школ в зоне проведения АТО. «Сложнее всего на востоке – пока не закончатся военные действия, о начале учебного года не может быть и речи. Подвергать опасности жизнь детей нельзя ни при каких условиях. По приблизительным оценкам, в Донецкой и Луганской областях серьезно повреждены здания более 180 учреждений образования. Кроме кровель и стен в школах и детских садах необходимо будет восстановить электро- и теплоснабжение, водоснабжение, отремонтировать системы канализации. Во многих городах на востоке именно социальные объекты инфраструктуры предстоит тщательно проверить саперам. Но весь ущерб и весь объем работы можно будет узнать только после окончания военных действий», - отметила нардеп.
Еще более печальную статистику приводит Квит: «По нашим данным, в одной только Луганской области повреждено 112 учебных заведений. Из 1093 учебных заведений Донецкой области пострадало 168. Полностью разрушена Лутугинская гимназия, а в большинстве школ выбиты окна и нанесены серьезные повреждения».
По данным Министерства образования, известно, что в Луганской области разрушено 39 общеобразовательных учебных заведений, в Донецкой - 115 общеобразовательных и дошкольных заведений.
У нормальных родителей – нет ненормальных проблем
Тамара из Краматорска, мама 12-летнего школьника, рассказала, что проблем с устройством сына в киевскую школу у них не возникло.
«У меня ребенок перешел в 7-й класс. Когда я пошла в школу – никаких проблем с устройством абсолютно не было. Возможно, потому, что мы приехали раньше, когда не было «наплыва». Мы живем тут уже два с половиной месяца, а в школу пошли через неделю после приезда.
Мы поселились в Соломенском районе. И мне очень повезло с риэлтором – он владеет информацией полностью по магазинам, школам, где что купить, какая школа пользуется популярностью, потом просмотрели в Интернете, пришли в школу – и никаких проблем не было вообще.
Они (в школе. – Ред.) были очень удивлены на наш счет, ведь стереотип о жителях Донбасса такой сложился: что им все должны, так они себя ведут. В школе спросили – где проживает ребенок, и очень удивились, когда узнали, что мы снимаем квартиру, а не живем где-то у кого-то на даче и так далее. Второй момент – они были удивлены, что мы уже оба работаем.
Еще возник вопрос по поводу языка преподавания. В школе сказали, что у них нет русскоязычных классов. Но я ответила, что проблем нет – мой ребенок учился в украинском классе. На что они сказали: «Вы словно не из Донбасса».
Мы приехали с документами, я забрала их. Оказывается, многим деткам, которые потом выезжали, не выдавали документы из школ во время «правления» ДНР, по какой причине – я не знаю. Но мы забрали, возможно, потому, что раньше «подсуетились», возможно, это заслуга классного руководителя», - рассказала Тамара.
Новые приятные впечатления – залог успешной реабилитации
По словам Тамары, она понимает, что для ее ребенка, которому пришлось уехать из дома, перейти в новую школу, поменять привычный круг общения, – это уже стресс.
Еще хуже приходится детям, которые непосредственно, воочию видели насилие – как убивают людей, как гибнут их родные, как бомбят дома и улицы.
«Конечно, школы, больницы, детские сады на юго-востоке после окончания военных действий должны быть восстановлены в первую очередь. Только, к сожалению, уже никогда не удастся восстановить куда более важное – беззаботное детство, спокойствие и доверие детей, которые в таком юном возрасте видели многое… Ужасы войны, бегство из родного дома, потерю родных и близких они не смогут забыть уже никогда», - поделилась печальными наблюдениями Виталина Дзоз.
Однако практические психологи говорят, что реабилитацию детей от последствий ужасов военных действий проводить можно и необходимо.
«Все дети разные, потому написать какой-то универсальный рецепт для психологической разгрузки ребенка – невозможно. Но как минимум – надо обратиться за психологической помощью. Ведь специалисты-психологи есть в каждом учебном заведении», - советует практический психолог Надежда Радчук.
Лучшим средством в борьбе с «военным» стрессом специалист называет возвращение к привычному ритму жизни и новые приятные впечатления. «Возврат к привычному для ребенка режиму и образу жизни (насколько это возможно в новых условиях) в сочетании с новыми знакомствами и новыми приятными впечатлениями помогут ребенку быстрее адаптироваться и преодолеть стресс», - отмечает психолог.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом