Представьте, открываете вы холодильник, а там вместо колбас, сыров и разных вкусностей – пакеты с разными компонентами крови. Нет, это не страшный сон гемофоба – впечатлительного человека, который теряет сознание в поликлинике, как только врач прокалывает ему палец. Это – обязательный атрибут любого отделения трансфузиологии или центра крови.

В советские времена донорство было в почете. Особенно добровольное. «Перед сдачей крови поили сладким чаем. А после – давали отгул на два дня и талон на бесплатный комплексный обед в столовой. Было и платное донорство, одна порция крови стоила около 20 советских рублей. Чаще всего донорами становились студенты, молодые рабочие», – вспоминает пенсионерка из Черкасс Татьяна. С тех пор прошло немало лет и корреспонденты ForUm’а заинтересовались, какова же сегодня ситуация с заготовкой крови и как выглядит современный донор? Для этого мы отправились в отделение трансфузиологии Национального института хирургии и трансплантологии АМНУ им. А.А.Шалимова. Там мы встретились с заведующей отделением, президентом Международной общественной организации «Ассоциации бескорыстного донорства крови « ПоКроВа» Ларисой Вахненко.

Сначала она ведет нас в кабинет, где регистрируются доноры. У двери – длинная очередь.

«Все эти люди пришли сюда заработать деньги», – говорит Лариса Вахненко. Люди, стоящие в очереди, начинают на нас оборачиваться.

Не обращая на них внимания, врач продолжает: «Государство должно выплачивать 160 грн за литр крови. И обеды предоставлять. Но денег на это нет. А бесплатно сдавать кровь никто не хочет. За год одного-двух добровольцев можно увидеть, но на них смотрят, как на диковинку. Доноры, которых вы здесь видите, требуют у родственников пациентов по 200, иногда – 300 грн за порцию крови (450 миллилитров). А у родственников нет выхода – если они не предоставят донора, операция может не состояться, купить компоненты крови негде».

Мы решаем поддержать отечественную медицину и предоставляем добровольца. У него берут паспорт и звонят в Киевский центр крови, где есть городская компьютерная база данных доноров, чтобы убедиться, что наш доброволец не состоит на учете в тубдиспансере, не болел инфекциями, передающимися через кровь, не сдавал в течение последних двух месяцев кровь в других отделениях переливания крови. Дальше – тщательный осмотр и опрос врачом, определение группы крови, уровня гемоглобина.

Как оказалось, не только мы были готовы отдать кровь безвозмездно. Эти военнослужащие также не требуют вознаграждения. Правда, для многих солдат сдача крови – скорее обязанность, чем порыв души.

Зато для некоторых  это становится настоящей традицией. «Я служил еще в советской армии, там сдружился еще с тремя парнями. В то время всех солдат раз в полгода отправляли сдавать кровь. Сегодня мне и моим друзьям по 38 лет. Жизнь разбросала нас по стране, но каждый год мы собираемся в Запорожье (там мы проходили службу) и дружно идем в центр переливания крови», – рассказал ForUm’у водитель троллейбуса Виталий.

Так выглядит подготовка к сдаче крови.

А вот и сам процесс забора крови, который длится не более десяти минут. Все иглы и системы для забора крови одноразовые, и риска заразиться какими-либо инфекциями нет. Но зато оборудование в поликлинике, мягко говоря, не самое современное. Например, гемакон (специальный контейнер) с донорской кровью взвешивают не на электронных весах-помешивателях, а на антикварных весах, которые даже в магазинах редко встретишь.

После забора 450 мл крови в гемакон сорок миллилитров крови собирают в специальную пробирку и отправляют в СПИД-лабораторию, где образец обследуют на наличие гепатитов, сифилиса, ВИЧ. Остальная масса крови остается в отделении трансфузиологии.

В специальной центрифуге-сепараторе кровь делят на компоненты – эритромассу (эритроциты, которые переносят кислород) и плазму, которую замораживают и хранят в холодильнике до полугода. На следующий день после забора крови приходят результаты обследования. Если они отрицательные – эритромассу тут же могут перелить нуждающемуся больному.

Третья и четвертая группа крови с отрицательным резус-фактором – наиболее редкие. Но в Институте им. А.А.Шалимова их запасы, как видим, есть.

Всегда ли риск – дело благородное?

Первая и самая главная проблема, связанная с донорством – это наличие вирусов в собранной крови. «Отечественные тест-системы, которыми проверяют кровь, не совершенны, не очень надежны. Отсутствует генотестирование донорской крови (ПЦР), что является обязательным в странах Европы. У нас не ведется статистика осложнений и заболеваний, которые могут возникать у пациентов после гемотрансфузий (переливаний крови. – Ред.). Мы слышим от коллег, в прессе, по телевидению, что дети в гематологических отделениях часто болеют гепатитами после переливаний, но насколько часто – официальной информации у нас нет. От медиков ведения такой статистики никто не требуют, СЭС эту информацию не собирают, поэтому и в Минздраве ей неоткуда взяться. Я и сама хотела бы знать, сколько человек заболевают гепатитом после гемотрансфузий. Но, во-первых, я не имею полномочий на сбор такой информации, а во-вторых, это должна быть разработанная и утвержденная Минздравом система сбора информации с учетом конфиденциальности», – отмечает Лариса Вахненко.

Она поясняет: все зло от платного донорства: «Сдавать кровь за деньги приходят в основном те, кому эти 200 грн очень нужны, они скрывают информацию о перенесенных болезнях, часто это люди из групп риска. Отстранив платного донора, мы можем предотвратить заражение многих больных трансмиссивными инфекциями».

Правда, у этой медали есть и обратная сторона. Например, Россия с января пошла по пути внедрения исключительно бесплатного донорства, когда вступил в силу соответствующий федеральный закон. По мнению законодателей, благодаря такому шагу от донорства будут отстранены «торговцы кровью», которые по совместительству являются и главными переносчиками заболеваний. В результате, как сообщают российские СМИ, только за февраль гематологический центр РАН, где лечат пациентов с тяжелыми случаями болезни крови, уже растерял около 30% постоянных доноров.

Спасти ситуацию в таком случае должна система информирования населения, т.е. грамотная пропаганда донорства, уверена Лариса Вахненко. Она приводит опыт европейских стран, где о дефиците донорской крови давно забыли: «В Италии агитацией безвозмездного донорства успешно занимается общественная организация AVIS, в Германии рекрутирует безвозмездных доноров Красный Крест». Хорошо организована агитация в Японии, где для добровольцев постоянно устраивают акции – за сдачу крови в разные дни либо поят зеленым чаем и угощают сладостями, либо делают массаж рук, либо гадают на картах Таро.

В Украине же с информированностью существуют проблемы. «Красный Крест от этого самоустранился, а общественные организации проводят работу фрагментарно», – отмечает Вахненко. И неудивительно, ведь выступления по радио, телевидению, даже в ночное время стоят слишком дорого для неприбыльных организаций. А сюжеты по телевидению, в которых показывают больных лысых деток, по мнению заведующей отделения переливания крови, не очень хорошая пропаганда.
 
«У людей это, как правило, не вызывает чувства сострадания, а скорее страх, испуг. Психологами доказано, что эффективная пропаганда не имеет ничего общего с запугиванием. Человека нужно заинтересовать, рассказать ему, что такое кровь, ее функции, зачем ее надо переливать, что в настоящее время нет альтернативного ей заменителя. Что, сдавая кровь как доноры, мы, прежде всего, помогаем себе и своим близким, ведь на месте реципиента (нуждающегося в переливании крови) может оказаться каждый – будь то роженица, только что родившийся ребенок или человек, попавший на операционный стол. Вот у меня сейчас на столе лежит заявка – на операцию по пересадке печени больному необходимо 30 литров компонентов крови: 20 литров свежезамороженной плазмы и 10 литров эритромассы – все одной группы».

Также потенциальными реципиентами являются водители и пешеходы: ежедневно в ДТП гибнет 14 человек, в год – почти 5 тысяч. Главная причина – потеря крови, которую медики могли бы переливать прямо в машине скорой помощи, будь у них запасы.

Секрет, большой секрет

От взрыва в столичном ресторане «Апрель», произошедшем в начале февраля, пострадали одиннадцать человек, из них четверо оказались в тяжелом состоянии. Тогда СМИ распространили информацию с просьбой ко всем неравнодушным сдать кровь. Выходит, что для четверых человек во всем Киеве не нашлось донорской крови?

На самом деле загвоздка в том, что в Украине отдельные больницы и медучреждения не знают, где и какие запасы компонентов крови существуют, к кому обращаться, если «своя» кровь исчерпалась. Эту проблему могло бы решить создание централизованной автоматизированной системы, в которую была бы занесена информация о запасах крови по всей стране. И медики из года в год поднимают эту проблему. «У нас в Украине в любой момент может погибнуть больной с кровотечением от отсутствия необходимого компонента крови, только из-за невозможности получить информацию, где есть запасы, от невозможности доставить компоненты крови по нашим дорогам вовремя. А где-то рядом кровь такой группы может лежать невостребованной и ждать своей утилизации», – подчеркивает Вахненко.

По ее словам, еще несколько месяцев назад информация о потребности в крови и донорах вообще была под грифом секретности СБУ. Но после обращения МОО «ПоКроВы» в комитет Верховной Рады по вопросам здравоохранения и многих других врачей в Минздрав, данные разрешили открыть. Хотя делу это мало помогает, ведь никто не работает над анализом потребности и расхода компонентов и препаратов крови.

Усугубляет ситуацию то, что профессия трансфузиолога в Украине сегодня не модная. Соответствующей подготовки в медуниверситетах нет. Зарплата крайне низкая. «Отсюда – отсутствие культуры гемотрансфузий. Нередко переливают кровь при железодефицитной анемии, вместо назначения препаратов железа, переливают плазму больному для парентерального питания (для восполнения белкового дефицита), что абсолютно неграмотно», – сетует Лариса Вахненко.

Все, что общество может противопоставить этим проблемам – милосердие и готовность делиться своей кровью. И если вы хотите стать одним из доноров, но боитесь, попробуйте найти единомышленников в социальных сетях. Группы добровольцев в основном состоят из молодежи, которая собирается в большие компании, чтобы ходить на сдачу крови – так веселее и не страшно. Главное помнить, что у взрослого человека в среднем 5 литров крови, и если вы поделитесь своими 450 мл, ваш организм не пострадает. Между тем подаренные вами пару стаканов крови могут в будущем спасти чью-то жизнь, возможно, даже вашу собственную.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5301