С течением времени облик нашей столицы неуклонно меняется. Некоторые известные места уже совсем не узнать, однако они до сих пор пребывают в немом ожидании – отреставрируют, снесут, переделают? Зачастую на эти вопросы не может толком ответить никто. Места просто забываются, однако своим существованием они продолжают напоминать нам о прошлом – таком разном и всегда таком важном. ForUm посетил несколько интересных мест Киева, которые находятся под угрозой исчезновения, и вспомнил, как они выглядели в прошлом.

Усадьба Михельсона с флигелями
 
 

Эту усадьбу удивительной красоты, которая расположилась по адресу ул. Пушкинская 35-37, с улицы полностью не увидишь. Часть ее находится за высоким забором и колючей проволокой во внутреннем дворе. Однако даже забор не может спрятать изящную отделку фасадов и грациозный маскарон в виде женского лица над входом.

В 1896 году на объединенном участке по улице Ново-Елизаветинской (старое название Пушкинской) один из самых богатых киевлян начала ХХ века Фридрих Густавович Михельсон в разное время возвел два смежных трехэтажных фасадных здания, а позади них — такие же два флигеля. Интересно, что фасады флигелей оказались намного красивее лицевых сооружений. Их оформление исполнено в ренессансно-барочном стиле, а на одном до сих пор можно разглядеть большую букву «М» — инициал владельца. Все эти корпуса использовались как доходное жилье, но часть помещений занимало Окружное пробирное управление.

В начале ХХ ст. в усадьбе находился Крестьянский поземельный банк, а в 1941-42 годах в квартире №14 в доме №37а жил украинский разведчик Иван Кудря. Здесь они вместе с Марией Груздовой устроили явочную подпольной группы, в состав которой также входила Раиса Окипная.

Среди других выдающихся жителей усадьбы – геолог Петр Армашевский, физик Николай Шиллер, врач Григорий Малков, зоолог Алексей Северцов, актер и режиссер Исаак Дуван-Торцов, филолог-санскритолог Фридрих Кнауер.

Сегодня все эти здания находятся в руках частников и потихоньку разваливаются. По печальной традиции, возможно, на этом месте скоро может вырасти очередной новострой.

Жилой дом на улице Михайловской
 
 

Затянутый нынче огромным баннером дом под номером десять на улице Михайловской был построен еще в 1870 году в усадьбе четы Бордашенко. В 1897 году по проекту архитектора Николая Казанского фасад здания перестроили и соорудили третий этаж. В 1980-х годах дом был настоящим неформальным клубом местной интеллигенции. В квартире на втором этаже проживал киевский журналист Михаил Киселев – сотрудник газет «Киевское слово» и «Жизнь и искусство». Его близким другом был писатель Александр Куприн, который регулярно наведывался в его квартиру.

Гостями Киселева бывали и многие другие его знакомые, среди них – студент университета и будущий всемирно известный философ Николай Бердяев. На домашних концертах выступали артисты драматического театра «Соловцов» (сам журналист был и актером-любителем), иногда в этих стенах пел хор украинской молодежи под управлением Николая Лысенко.

А в 1906 году в этом доме размещались редакции украинских изданий, выходивших в Киеве впервые после длительного запрета на печатное украинское слово: ежедневная газета демократического направления «Громадська думка» и литературно-художественный ежемесячник «Нова громада». В них публиковали свои произведения Леся Украинка, Михаил Коцюбинский, Владимир Винниченко, Архип Тесленко, Борис Гринченко, Любовь Яновская.
Но в августе 1906-го в редакционное помещение на втором этаже нагрянул с обыском полицейский пристав, и после того как в столе у заместителя редактора «Громадської думки» Сергея Ефремова обнаружились нелегальные украинские брошюры и прокламации, редакция была опечатана, а издания закрыты.

Исторический дом не реставрируют уже много лет, и он стоит под сеткой в немом ожидании своей неизбежной смерти: лицевая стена держится только на внешней металлической конструкции и в любой момент может обвалиться.

«Дом со змеями» на Житомирской
 
 
 
Старинный особняк по ул. Большая Житомирская, 32, увитый каменными змеями и лепниной в виде листьев каштана, несмотря на свой облупленный вид, невольно приковывает взгляд любого, кто проходит мимо. Это прекрасное здание в стиле декоративный модерн было построено в 1911-1912 годах известным киевским архитектором Игнатием Ледоховским как доходный трехквартирный дом. Он принадлежал дворянке Чоколовой. Сначала дом был трехэтажным, с чердачным помещением над входом. После 1945-го года к нему пристроили четвертый этаж, уничтожив многие мифологические фигуры. Пострадало и внутреннее убранство – новые постояльцы разрушили все старинные кафельные печи и первоначальное оформление интерьеров. Особенностью дома является лепнина на фасадах – листья каштанов оформляют простенки окон третьего этажа, а над проездом ветви каштанов изображены в переплетении двух змей. Эти элементы являются своеобразным воспроизведением Ледоховским легенды о грехопадении из Ветхого Завета. Вот только вместо яблони архитектор использовал киевский каштан.
 
По «исторической сплетне» ХХ века этот дом подарил Чоколовой ее богатый поклонник, поэтому использование темы искушения и грехопадения в оформлении дома было вполне объяснимо.
 
В 90-х помещения «Дома со змеями» сдавались в аренду, но вскоре здание сняли с эксплуатации и закрыли, а потом и вовсе продали с аукциона частной фирме. Дом до сих пор находится в реестре памятников архитектуры, однако вследствие бесхозяйственного отношения уже начал разрушаться под воздействием дождя и ветра.
 
 
Усадьба Мурашко
 
 
 
К усадьбе Мурашко относятся одноэтажный особняк и трехэтажный доходный дом №14а а также двухэтажный кирпичный флигель (№14б) по улице Малой Житомирской, ныне щедро расписанные граффити. Усадьба была построена в середине ХІХ века, а в 1895 году ее приобрел купец Александр Мурашко. Через несколько лет его пасынок – будущий известный художник Александр Мурашко, устроил в доме мастерскую. В этих стенах он создал свои знаменитые работы – «Карусель» и «На катке». Позже усадьбу неоднократно достраивали, во дворе разбили сад с колодцем. В усадьбе кроме мастерской художника располагались его апартаменты, магазин, а также квартиры, которые сдавались в аренду. В марте 1914 года художник продал усадьбу и переехал на Лукьяновку. После переезда Мурашко в усадьбе еще несколько лет действовала иконописная мастерская, а в 1930-х годах здесь был Дом культуры слепых и общество страхования от огня.
 
В наши дни усадьба успела пережить немало. В свое время город передал ее частному инвестору, чтобы тот за свой счет провел реконструкцию. Пока целых четыре года здания ждали ремонта, они начали серьезно разрушаться. После этого их вернули в коммунальную собственность столицы. Однако это никак не повлияло на судьбу усадьбы – она по-прежнему зияет разбитыми окнами, а в прошлом месяце на верхнем этаже одного из зданий обвалился потолок.
 
 
Замок барона Штейнгеля
 
 
 
Такое название закрепилось за домом по улице Воровского, 27. Прямо посредине исторического здания в советское время умудрились построить корпус Института травматологии и ортопедии. На самом деле он принадлежал не барону Максиму Штейнгелю, а его младшему брату, Рудольфу Васильевичу – инженеру путей сообщения и статскому советнику, который жил здесь с 1877 по 1892 год. Род Штейнгелей был очень знатным. Предок Рудольфа служил еще при Катерине І, а сам Рудольф Штейнгель имел инженерное образование и строил железные дороги. Барон Штейнгель приобрел обычную городскую усадьбу и по проекту архитектора Николаева перестроил ее в готический рыцарский замок.
 
Когда-то из окон и с балконов особняка открывался чудесный вид, а вокруг него был разбит красивый парк с мостами, фонтанами и прудом. Сохранились старинные фотографии замка, на которых видно, как роскошно он был обустроен внутри и снаружи. В 1901 году усадьбу выкупил профессор медицины Михаил Лапинский и обустроил здесь физиотерапевтический санаторий, действовавший до 1919 года. Затем в здании открыли Киевский институт ортопедии. В 1976-1981 центральную часть особняка уничтожили и «вкроили» посередине многоэтажный лечебный корпус, который совсем не вписывается в старинный архитектурный стиль.
 
Сейчас от былой красоты замка почти ничего не осталось, можно лишь увидеть на потолке в бывшем кабинете владельца инициалы Рудольфа Штейнгеля «RS» рядом с деревянными маскаронами, да полюбоваться сохранившимся камином. К сожалению, замок барона является тем грустным примером, о котором можно сказать «не только не уберегли, а и обезобразили».
 
Правительственная дача КПСУ
 
 
 
 

В парке «Нивки» можно обнаружить необычное заброшенное строение (фактический адрес: проспект Победы, 82г). Об его бывшей роскоши можно догадаться по нескольким заброшенным фонтанам, и аккуратно мощеным булыжником подъездным дорогам. В 1859 году здешние земли «за заслуги перед отечеством» были пожалованы генерал-губернатору Иллариону Васильчикову.

Именно при этом губернаторе закончилось строительство первого капитального Цепного моста через Днепр, открыт памятник князю Владимиру, проложена дорога на Житомир. Разрешив в феврале 1858 года евреям открытую торговлю в районе нынешней площади Победы, он стал отцом-основателем знаменитого Евбаза.

После смерти генерал-губернатора его жена, Катерина Васильчикова, в 1863 году передала хутор Свято-Троицкому (Ионовскому) монастырю, что на Зверинце. В 1912 году здесь была возведена каменная Знаменская церковь по проекту архитектора Евгения Ермакова и устроен женский скит.

При советской власти хутор у монастыря отобрали, обнесли земли высоким забором, и за короткое время, к 1936 году здесь вырос комплекс правительственной дачи: два жилых двухэтажных здания и столовая с конюшней. Спроектировал комплекс архитектор Сергей Григорьев, тот самый, который построил здание для Киевского военного округа на Банковой, 11, где сегодня расположен Секретариат Президента. Чтобы подчеркнуть роскошь, на озерах развели черных лебедей. А церковь снесли. Дальше местность меняла свои неофициальные названия по мере смены собственников: дача Любченко, дача Кагановича, дача Хрущева, дача Коротченко. По легенде, именно здесь Панас Любченко застрелил свою жену и покончил с собой. Спецдача просуществовала до 1962 г., ее территория была передана городу, а сам парк переименовали в «Парк XXII съезда КПСС» и открыли для посещения. В ближнем здании расположился детский кинотеатр, спортивная секция тяжелой атлетики и студия аудиовидеозаписи «Фоноцвет». В бывшей столовой обосновались художники: здесь работало до 35 человек. В дальнем здании разместилось Киевское объединение музыкальных ансамблей, проводились концерты. В 1972 году парк получил статус памятника садово-паркового искусства и был переименован в «Парк Нивки». Здание несколько раз меняло свое предназначение, приходило в запустение, а в начале 90-х было продано частным лицам, которые начали ремонт, но так и не осуществили.

Сейчас бывшая правительственная дача практически полностью разрушена и является убежищем для бомжей. Кто ее владелец – неизвестно.

Почему мы не храним нашу историю и заставляем ее умирать вместе с далеко не вечными стенами? Нехватка денег или их излишество? Наверное, в современном мире дешевле строить новое, чем беречь старое. Ведь достаточно немного подождать, пока ветхие стены рухнут – и можно будет начинать строить новый бизнес – прямо на руинах истории. Вот только простит ли нам это сама история, никто не знает...

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5232