На пересечении улицы Немировича– Данченко и переулка Кутузова, что вблизи Печерской площади, обосновались со своей овощами и фруктами бабушки и женщины, приехавшие преимущественно из Винницкой области. Свой товар они разложили на асфальте, подложив дощечки и деревянные поддоны. От дорогих иномарок, приткнувшихся у них за спиной, их отделяют «кравчучки». Рядом – безразмерные клетчатые сумки. В них продавцы хранят привезенное на продажу.
«Сынок, посмотри какие яблочки сочные – бери – не пожалеешь», – уговаривает меня женщина, опоясанная синим шерстяным одеялом. Сидит на сквозняках, и уже не раз подхватывала воспаление почек.
Предлагает два сорта: красненькие «Джонатан» по 7 грн и зелененькие «Лансберг» по 8 грн / кг.
«Мне для жены беременной», – апеллирую к совести, заглядывая в глаза.
«Да– да, не волнуйся, – успокаивает дама. – Все фрукты и овощи домашние – сама вырастила. Живу в деревне под Жмеринкой и имею собственный садик. Старенький! Скажем, «Лансберг», его еще почему– то называют «бумажный ранет», сажала еще моя мать, когда была девушкой. Вы бы только видели – какое здоровенное дерево. Крона на пол двора тень дает!»
Женщина берет в руки два яблока и выставляет их пузатые бока на солнце. Те лениво отливают изумрудом, и словно призывают – «съешь меня!».
«Взвесьте полкило», – не могу удержаться. Хозяйка вдохновенно выбирает те, что покрупней, и отправляет в пакет. Взвешивает. Получается два яблока на 400 г.
«Эти – с самой верхушки. Те, что поменьше – растут ближе к земле, а эти, видишь, зрели ближе к солнцу », – хвалит свои яблоки хозяйка.
«Мой покойный муж их очень любил, – присоединяется к разговору пожилая женщина в пестрой косынке. – Весь сад ними засадил. Говорил, что их вывел ученый еврей. В честь него яблоки и назвали. Но есть и новые сорта, например, «Монтуан» по 7 грн – твердые и созревшие, – показывает на красные фрукты, – «Лангольд» – по 10, «Джонатан» – по 7 грн / кг ».
Взвешивает две штуки на полкило.
«Может чесночка надо? – спрашивает продавщица. – 25 грн за килограмм, со своего огорода ».
Чеснок действительно хороший уродился – крупный, беленький. Но дома уже есть, поэтому воздерживаюсь от покупки.
Печерский рынок: украинские яблоки с «заморскими» названиями
Под желтым пирамидальным тентом Печерского рынка пирамидами разложены овощи и фрукты. Торговки уже не такие разговорчивые, как те, что на асфальте, а если и заводят беседу, то исключительно о работе.
«Сколько яблоки стоят?» – спрашиваю громко, ведь сами продавщицы на меня не обращают внимания. «Все яблоки по 13 грн за килограмм», – сухо отвечает женщина из– за прилавка. – Тут вам и «Лингольд», и «Чемпион». Есть сладенькие, есть с кислинкой. А как хотите – берите «Снежка» – поздние яблоки по 10 грн, сейчас именно их время. Дать попробовать?».
«Все овощи и фрукты хорошие, – уверяет Наталья, – но если попадается груша или яблоко с пятном – покупатель носом крутит – ему уже не то. Поэтому, стараемся на продажу выбирать только самые красочные фрукты: большие, соблазнительные. Но, не подумайте, никакой химии на грушках нет. Блестят они так от природного воска. Остальной товар идет на гуманитарный стол – те же яблоки, но и-за недостатка красоты чуть не на половину дешевле ».
Иванова утверждает, что качество товара ежедневно проверяет рыночная лаборатория. И показывает специальный талон с положительным заключением СЭС, заверенный подписью и печатью .
«Вот, посмотрите – мои документы, все, как положено, – хвастается женщина. – 8,50 за это заплатила. Через два дня нужно будет продлевать».
В палатке рядом продается виноград мускатный по 15 грн. «Немного зачах, обычно стоит 20 грн», – объясняет хозяйка. За молдавский просит 20 грн, столько же стоит «киш– миш». Та же груша «Бера», что и с асфальта, здесь обойдется более чем в два раза дороже – 25 грн / кг.
«Нужно, чтобы тех нелегалов не было, – возмущается пасечник из Свалявы, торгующий медом (40– 50 грн за кг). – Покупателей отбирают. Хотя, я их тоже понимаю: не каждый сможет заплатить 25 грн в день за место. А если займешь два метра прилавка, то и все 50! Но и там им не сладко – гоняет милиция. Сегодня они на одном месте, а завтра на другом».
«Это единственный продуктовый базар во всем районе. Если его не станет, старикам за луковицей или свеклой надо будет на «Лесной» ехать, – возмущается пасечник. – Разве это нормально? Поэтому мы три недели протестовали против сноса рынка. Собрали 10 тыс. подписей. Пока, вроде бы, правда за нами ».
На соседних раскладках также торгуют овощами. Обычный лук из Броваров стоит 5 грн / кг, крымский белый – по 10, плоский фиолетовый – по 35 грн. За чеснок просят 35 грн. Груша «Бера ноябрьская» стоит еще дороже, чем в предыдущей палатке – 35 грн / кг, яблоки «Горец» отдают по 13 грн.
«В Черновцах и Сокирянах гигантские сады! – рассказывает продавщица в фартуке.– 6– 7 лет назад наши аграрии привезли из Польши саженцы. Теперь растут свои молоденькие яблоньки. Оттуда и пошли все «заморские» названия, которые отпугивают некоторых покупателей, как признак заграничного товара. На самом же деле всевозможные «Голден» и «Лингольд» могут быть такими же украинскими, как и привычные для нашего уха «Семиренки».
Хозяйка ларька рассказывает, что в этом году только начали собирать серьезные урожаи. Впрочем, несмотря на это, зимой будем есть, все же, польские яблоки по завышенным ценам – наши так и не научились их правильно хранить.
Лукьяновский рынок: червяк как признак экологичности
Когда признаюсь, что я корреспондент – женщина замолкает, потом просит не писать, потому как – прогонят. Остальные продавщицы прячутся между машинами. Как только одна уезжает – переходят за другую. А когда на горизонте появляется милиция – все бегут в соседний торговый центр.
Бессарабский рынок: вкус ничто – красота все?
«А что же вы хотели? По каким ценам нам продают – на такие и мы ориентируемся, – пояснила она. – Можно было бы закупить не самые красивые груши и по 15, но брать никто не будет! Такой уж тут покупатель респектабельный – ему высший класс подавай ».
Мои опасения, что фрукты намазали парафином для блеска, продавщица демонстративно развеивает: хватает тряпку и начинает натирать обычное яблоко, вытащенное из-под полы: «О! Смотрите! Вот вам и парафин! ».
Женщина жалуется, что местный покупатель слишком привередлив. «Сейчас пошла особенно забавная мода: ходят мажоры с какими-то там приборами, и втыкают их в овощи, фрукты, бахчевые. Говорят, проверяют на нитраты, – заливается смехом дама за ларьком. – Попрокалывал мне яблоки и груши, штукенция ему что-то там показала, и он не купил. А мне потом, попробуй, продай этот «надгрызенный» товар! »– возмущается женщина.
Санпаспорт продавец предъявила по первому же моему требованию. Уверяет, что весь товар проходит обязательный контроль.
На прилавке лежат также сливы по 15 грн / кг, импортный виноград-мускат по 60 грн, украинский – по 30. За чеснок из Борисполя «москаль» просят 7 грн за головку. Импортный стоит 45 грн за кг.
Женщина рассказывает, что из украинского товара до весны доживут только яблоки сорта «Симиренко». Остальные сохранить не сумеют, поэтому будем вынуждены покупать польское. Впрочем, тут же успокаивает: с каждым годом количество и сроки хранения отечественных товаров увеличиваются. При некоторых хозяйствах уже установили холодильники, обустроили овощехранилища. Поэтому есть надежда на то, что в ближайшее время будем есть свои яблоки и груши.
«За этот год мы увеличили объемы овощехранилищ в два раза. Конечно, ни государство, ни бизнес не смогут моментально за один сезон создать нужные мощности овощехранилищ. Это сложный и дорогостоящий проект. Приведу пример: в Херсоне мы сейчас строим овощехранилище, объем которого будет достигать 200 тыс. тонн. Это самое большое овощехранилище в мире. Первая очередь на 50 тыс. тонн уже введена в эксплуатацию. А в целом, мы в этом году вводим в эксплуатацию овощехранилищ на 500 тыс. тонн. По большому счету, если взять овощи, фрукты и картофель, нам надо иметь в среднем 2,5 млн тонн овощехранилищ для того, чтобы обеспечить этой продукцией себя в зимний период ».
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом