Мир скорбит. 10 апреля Польшу постигло большое горе - в авиакатастрофе под Смоленском погибли Президент Польши Лех Качинский, его супруга Мария, высшие военные руководители, глава Нацбанка Польши, чиновники, парламентарии и церковные представители.
Сначала в случившееся никто не мог поверить. Все надеялись, что это неправда. Но рано или поздно СМИ Польши пришлось рассказать своему народу об утрате. Траурные газеты на улицах раздавали бесплатно.
Все они были одинаковыми: с портретами президентской четы на черном фоне, со списками и фото погибших вместе с ними. «Катынь – двойная трагедия», «Таких трагедий не было в истории Польши», «Народ потерял лучших сынов и дочерей», «Пан президент, твой народ плачет», «Бог забрал лучших» – с такими сообщениями и траурной лентой вышли все польские СМИ.
Столица Польши застыла. Под звон колоколов костела на улицу медленно въехал президентский кортеж. Гроб в сопровождении почетного караула войска польского в тишине внесли во дворец. Людям пришлось поверить, что страшная новость – правда. Люди плакали, шептали молитвы и пели пели государственный гимн преждевременно ушедшему Поляку.
В Польше семидневный траур.
Весь мир скорбит вместе с Польшей
Сегодня, 12 апреля, в России, Украине и во всем Евросоюзе объявлен траур.
В Украине же отменены все развлекательно-концертные мероприятия, спортивные соревнования. На зданиях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций, а также заграничных дипломатических учреждений приспустили государственные флаги Украины.
В эти скорбные дни к польскому посольству в Киеве простые люди и сильные мира сего несут цветы, свечи и лампадки. В католических храмах Украины прошли панихиды по погибшим под Смоленском.
Выразить соболезнование польской утрате шли целыми семьями. Многие люди вслух говорят, что трагедия такого масштаба не может быть случайностью.
Случайность?
Многие эксперты в эти дни вспоминают о том, как Лех Качиньский лоббировал интересы Украины в Европе, как был в немилости в РФ. На интернет-форумах России, Украины и Польши выдвигают различные версии авиакатастрофы. Поговаривают и о том, что она была не случайной.
Официальной версии причины катастрофы пока нет. Все ждут, о чем расскажут бортовые самописцы. Пока же власти РФ заявляют, что от самолета при падении с высоты менее 100 м почти остались одни осколки, поскольку авиалайнер якобы «развалился» от удара о землю. Взрыва очевидцы не видели.
Основные версии случившегося – ошибка пилота, погодные условия, техническая неисправность самолета. Есть также предположение, что покойный Качиньский, который был достаточно своенравен, приказал пилотам посадить самолет в столь сложных условиях, не согласившись на запасной аэродром.
Оппозиционный министр обороны Украины, нардеп от БЮТ Николай Петрук сказал ForUm'у, что до завершения расследования утверждать что-то и искать политику в случившемся, как минимум, некорректно. «Я не знаю обстановки, в каком состоянии был самолет, хотя говорят, что он был отремонтирован, как действовал экипаж, и т.д. Поэтому я ничего не могу сказать по данному вопросу», - сказал бывший командующий сухопутными войсками Украины.
В том, что в самой трагедии нет политики, убежден директор Института Глобальных Стратегий Вадим Карасев. В то же время, эксперт напомнил, что в Катынь руководство РФ пригласила не покойного Качиньского, а премьера Польши Дональда Туска.
«Польское руководство собиралось провести эти траурные мероприятия в разделенном формате. За два дня до трагедии в Катыне побывал Дональд Туск и Владимир Путин. Было сказано много правильных слов. Но принципиальный, политически темпераментный Качиньский не мог не посетить Катынь. И принял решение самостоятельно с делегацией польской элиты побывать там 10 апреля 2010 года», - напомнил эксперт в комментарии ForUm'у.
Карасев напомнил, что РФ в последнее время часто играет на внутренних противоречиях и амбициях руководителей других стран. Так было и во время властвования Ющенко/Тимошенко. «Разделение было и в отношении Польши. «Хорошим» был Туск, «плохим» - Качиньский», - сказал он, добавил, что все остальное это - «драма за гранью политики и человеческого понимания, потому что погиб цвет Польской Третьей Республики».
С тем, что авиакатастрофа под Смоленском - это чрезвычайно большая трагедия Польши согласен и независимый политический эксперт Александр Палий. В интервью корреспонденту ForUm'а он отметил, что «гибель политиков, которые действительно заботились о Польше, и военной элиты, которая в своих головах имела уникальную концентрированную информацию - очень страшный факт».
«Стоит ли тут искать политику, скажет следствие. Конечно, можно говорить, что ряд стран, и та же РФ, имели заинтересованность в ослаблении Польши, как союзника США. Можно искать кому это выгодно, и даже найти. Но, до выводов комиссий Польши и РФ утверждать было ли это трагическим совпадением, или внешним вмешательством - рано», - убежден Палий.
Европейская пресса также пытается найти ответ на вопрос, как же могла произойти трагедия такого масштаба.
La Repubblica: «В этом проклятом лесу: от резни Красной Армии до последней катастрофы», и напомнила, как по приказу Иосифа Сталина в лесу близ Катыни выстрелами в затылок были убиты 8 тысяч офицеров и еще 14 тысяч поляков - солдат, полицейских, чиновников, задается вопросом автор статьи. «Массовое убийство в Катыни не хочет, чтобы о нем забывали, хотя миллионы и миллионы людей во всем мире, включая Италию, на протяжении долгого времени верили, что коммунистическая Россия является страной справедливости, коллективного благополучия и мира».
The Guardian: «От символического значения места, где разбился самолет с президентом Польши и всеми высшими чинами польских вооруженных сил на борту, никуда не деться… Но иногда символы лишь мешают правильной интерпретации».
The Wall Street Journal: «В Польше советские самолеты прозвали «летающими гробами». Злосчастный Ту-154 недавно прошел капремонт…Возможно, инфраструктура смоленского аэропорта не подходила для посадок при ограниченной видимости, и в этом истинная причина… Разумеется, я точно не знаю, что случилось, и не собираюсь ни на что намекать».
Европейский мир един в своей скорби. Эта трагедия останется в памяти не только поляков, но и всего человечества. Пока же поляки сплотились в горе и пытаются собраться с силами, чтобы продолжить жить.
Юлия Артамощенко,
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом