Еще недавно Украина на весь мир славилась наибольшим количеством сохранившихся старинных церквей. Однако на сегодняшний день повода для хвастовства уже не осталось: к сожалению, за последние восемнадцать лет мы так и не озаботились созданием четкой реальной вертикали по охране памятников культуры и архитектуры. Скорее, наоборот.

Так, большинство храмов, переживших Вторую Мировую войну и атеистический шквал «совка», в период Независимости превратились в… руины.

«Ужасное ощущение возникает, когда смотришь на то, как относятся к архитектуре в Украине. Там, где раньше были настоящие храмы, датированные XVII-XVIII вв., а иногда XV-XVI вв., теперь стоят фактически «клубы по интересам», которые назвать церквями не поворачивается язык», - делится мыслями по этому поводу с ForUm’ом народный депутат Украины, «по совместительству» заядлый путешественник Тарас Чорновил.

«Обшитые пластиковой «вагонкой», облепленные цветной мишурой, они не имеют ни духовной, ни архитектурной ценности. Хотя буквально рядом, в Польше, наши старинные деревянные храмы находятся в целости и сохранности. Поляки – в большинстве своем римо-католики, сохранили в них православное убранство: не изменили кресты, не сняли иконостасы, не поставили свои алтари. У нас же предпочитают чиркать спичкой…», - добавляет он.

В качестве примера, Чорновил привел случай, имевший место несколько лет назад в г. Яворов, Львовской области, где был сожжен деревянный храм, которому насчитывалось более четырехсот лет.

«Это была старая, намоленная многими поколениями прихожан церковь, в которой начинались первые службы Божьи возобновленной греко-католической церкви. В один «прекрасный» день она вспыхнула, и никто особенно не расследовал, почему она сгорела. Поговаривают, так захотел новый священник. На все мои запросы и обращения Львовские власти, которые особенно кичатся своим «патриотизмом», отвечают: «Ничего страшного, никакого преступления мы здесь не видим», - рассказал Чорновил и добавил: «Получается, ксендзы где-то в Польше или Словакии хранят, уважают, ценят наши украинские церкви, а мы у себя их уничтожаем».

За другими примерами также не пришлось далеко ходить.

В Киеве, на Подоле, у метро «Тараса Шевченко», на улице Юрковской есть двор, огороженный зеленым строительным забором. За ним – ни много ни мало – руины трехнефной четырехстолповой церкви времен Киевской Руси с метровой кладкой из древнерусского кирпича. В центре руин – склеп. Как предполагают ученые, самого князя Дира – одного из основателей Киева.

Специалисты из Института археологии НАН Украины датируют строительство храма началом XII века, предполагая, что это один из первых каменных храмов Киевской Руси, возведенный по идентичной технологии строительства Софии Киевской и Успенского собора Киево-Печерской лавры.

«Этот фундамент нашли случайно, - рассказала ForUm’y послушница недавно возведенного по соседству храма свт. Николая, Лариса. – В 2003 году здесь хотели строить жилой дом, но когда начали рыть котлован, наткнулись на кости и черепа. Вызвали археологов, они и начали раскопки».

Однако вскоре специалисты, сославшись на отсутствие финансирования, свернули работу, в ходе которой, кстати, было найдено два подземных хода в сторону Иорданского монастыря. А прошлым летом ушлые предприниматели вообще едва не закатали святое место в асфальт, решив обустроить на «пустыре» автостоянку и кафе.

«Столичные власти обещали, что продолжат раскопки как только появятся деньги. Но все как всегда: прошло столько времени, а мы ждем. Хорошо хоть разрешили построить рядом с руинами деревянный храм – нужно, чтобы люди привыкали к тому, что тут возрождается церковь», - сказал настоятель храма свт. Николая, иерей Сергий.

Однако, чем вызвано у нас столь пренебрежительное отношение к моральным и духовным ценностям? ForUm поинтересовался об этом, в частности, в Министерстве культуры и туризма Украины.

«В принципе, этой темой у нас занимаются. Есть даже специальный отдел, отвечающий непосредственно за охрану культурного наследия. Кроме того, существует государственная служба, как дополнительный орган, курирующая этот вопрос. Но если нужна какая-то информация – присылайте официальный запрос», - так ответил советник из Минкульта Сергей Радченко.

Что ж, и в самом деле, все как всегда: пресса задает каверзные вопросы и получает на них «безотказные отказы». Запрос, как правило, адресуется в канцелярию, где маринуется в течение нескольких недель, после чего в качестве ответа, в лучшем случае, присылается банальная отписка на официальном бланке.

Таким образом, складывается впечатление, что культура в нашем государстве присутствует лишь в названиях ведомств. Это нам подтвердила и народный депутат Украины первого созыва, профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Лариса Скорик.

«Это все из-за отсутствия морального императива, особенно у власть имущих на всех уровнях. Эта атрофия и есть главная причина того, что происходит. Я давно об этом говорю, но, к сожалению, это всего лишь «глас вопиющего». Страшно. К нам приезжают японские специалисты по реставрации и спрашивают: «Может, давайте, мы восстановим?» И мы ничего не имеем против. Стыдно», - в частности, сказала она.

Безусловно, государство, помимо осуждения деяний тоталитарного режима, должно заниматься охраной и другого культурного достояния нации. Но вместе с тем, разве сами мы не обязаны защищать и беречь его? Ведь, если посмотреть на вопрос чуть шире, станет понятно: опираться на «высший эшелон» - этого мало.

Да, сейчас немногие задумываются над тем, что уничтожение памятников древности равносильно ликвидации исторической памяти. Но хочется надеяться, что у человечества рано или поздно дойдут руки и до этих «не существенных» проблем. Правда, не факт, что к тому времени останется что-то, что можно было бы «потрогать», а не вспомнить по картинкам из старых альбомов.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

6888