Официальный визит премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в Москву, состоявшийся в среду, стал откровенно долгожданным. Заседание межправительственного украинско-российского комитета по экономическому сотрудничеству было запланировано еще на 8 апреля, однако Владимир Путин, страшно обидевшись на брюссельские договоренности Украины и ЕС по модернизации ГТС, царственным жестом заседание отменил. Вопрос визита украинского премьера в Белокаменную повис в воздухе. Ситуацию исправила сама Тимошенко, которая позвонила Путину и каким-то образом уговорила его не обижаться за измену Украины с ЕС.

Российский премьер согласился провести заседание комитета 29 апреля. Говорят, что добиться этого нашему премьеру удалось исключительно благодаря личному обаянию и симпатии к ней Путина, который был готов объявить Украине полную «холодную войну» и отказаться от любых визитов на высшем уровне.

Так или иначе, 29 апреля Леди Ю вылетела в Москву. Для Белокаменной украинский премьер запланировала сразу несколько важных переговоров. Среди приоритетов - договор о ядерной энергетике и соглашение о кооперации, в частности, решение вопроса о поставках комплектующих для машиностроительной, авиационной и космической отраслей.

Но главная тема для переговоров в Москве - конечно же, газ. Тимошенко была решительно настроена любыми путями уговорить Путина позволить Украине в ближайшие месяцы наполнить российским газом украинские подземные газовые хранилища, а рассчитаться за эти запасы не сразу, а в течение нескольких лет, причем не своими деньгами, а расчетами за транзит газа. Россия же в предварительных переговорах упиралась и предлагала закачать в украинские хранилища свой газ, чтобы обеспечить бесперебойный транзит голубого топлива в Европу. А Украине предложила пользоваться текущими закупками газа.

Накануне поездки стало понятно, что придется поговорить и о недоборе газа и штрафных санкциях «Газпрома», с этим связанными. Напомним, в январе Тимошенко подписала контракт с Россией, согласно которому в случае невыборки покупателем месячного объема газа покупатель оплачивает продавцу штраф в размере от 150 до 300 процентов стоимости невыбранного объема газа в зависимости от времени года. По итогам первого квартала Украина недобирала около 50 процентов задекларированных объемов газа.

Несмотря на то, что Путин заявил о том, что не будет штрафовать Украину за недобор газа, чтобы не сделать ее банкротом, «Газпром» все же прислал нам письмо, которым уведомил, что штраф за первый квартал Украине грозит в размере более миллиарда долларов.

Провожая Тимошенко в Москву, представитель Ющенко по энергетике Богдан Соколовский разразился апокалиптическими прогнозами на тему того, что Россия окончательно убьет Украину штрафами, если украинский премьер не решит этот вопрос 29 апреля.

Настроение Леди Ю. перед визитом в Белокаменную понять не трудно. Украинский премьер была напряжена.

Начался визит в Москву со встречи с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. На беседе, кстати, настояла именно российская сторона, которая хотела прояснить для себя кое-какие межконфессиальные вопросы. Это первая встреча Патриарха с высшим руководтством Украины.

Тимошенко прибыла в Свято-Данилов монастырь сразу из аэропорта. Патриарх тепло встретил украинского премьера в своей резиденции, рассказал ей о том, что считает Киев «нашим Константинополем» и южным центром русского православия, а потом подарил Юлии Владимировне красивую икону из эмали, призванную защищать Тимошенко в ее многочисленных поездках.

Глава правительства в ответ подарила Патриарху расписные пасхальные яйца из дерева.

После встречи с Кириллом Тимошенко отправилась к Путину. Вначале состоялась беседа двух премьеров в узком кругу. Первым делом главы правительств обменялись любезностями. Российский премьер порадовался, что между Украиной и Россией растет товарооборот. По его данным, в прошлом году он составил 40 миллиардов долларов. Забавно, что позднее на пресс-конференции Путин опомнился и принялся рассказывать, что товарооборот падает.

Тимошенко же сердечно поблагодарила Россию за то, что она не штрафует Украину за недобор газа, которого Украина покупает столько, сколько может во время кризиса. Юлия Владимировна заодно жизнерадостно отметила, что конфронтация Киева и Москвы уходит в прошлое. Путин лишь многозначительно улыбнулся.

Встреча в узком кругу вместо запланированного часа длилась два, после чего Путин и Тимошенко отпустили членов делегации готовится к широким переговорам и уединились, что, кстати, не было предусмотрело программой визита. Вице-премьеры, министры и другие чиновники около двух часов ожидали в зале заседаний начала заседания комитета по экономическому сотрудничеству, пока украинский и российские премьеры решали проблемы за закрытыми дверями.

После общения тет-а-тет главы правительств вышли на публику и принялись рассказывать, как чудно прошли переговоры. Тимошенко вежливо заявила о том, что Украина безоговорочно поддерживает путь России в ВТО, а Путин не очень вежливо набросился на брюссельскую декларацию между Украиной и ЕС, которая, по его мнению, категорически не учла интересы России как главного поставщика газа в Европу. Оба премьера вспомнили и январскую газовую войну. Но если Юлия Владимировна оптимистично радовалась установлению прозрачных схем поставок газа, то Путин мрачно отметил: газовая война стала катализатором негативных процессов в двухсторонних отношениях.

В целом Путин был настроен весьма критично. Особенно это было заметно на пресс-конференции по итогам переговорам украинской и российской делегаций в широком кругу. Создавалось впечатление, что российский лидер активно пытался показать Тимошенко, «кто в доме хозяин». Посол России в Украине Виктор Черномырдин перед началом общения с прессой, ожидая в зале прихода премьеров, откровенно веселился, похлопывал по плечу украинского коллегу Константина Грищенко и эмоционально ему выговаривал, что по его вине все затянулось. Журналистам же Черномырдин игриво подмигивал, а на вопрос, какая была обстановке на встрече, отвечал, «дружеская». Слегка посмеиваясь.

На пресс-конференцию ВВП пришел с саркастической улыбочкой на лице, Леди Ю поначалу выглядена слегка напряженной.

Путин вновь от души прошелся по брюссельской декларации, отметив, что если Украина хочет модернизировать ГТС, чтобы качать больше газа, то ей нужно договариваться с поставщиком Россией, потому что «носить газ ведрами никто не будет».

Говоря о декларации, российский премьер эмоционально отметил, почесывая затылок: «Как получили этот протокол, так и чешем!».

Перелом в пресс-конференции наступил, когда украинские журналисты принялись настойчиво донимать Путина вопросом, будет или нет Россия накладывать штрафы за недобор газа Украиной. ВВП активно пытался уйти от прямого ответа, рассыпаясь в комлиментах красивому городу Киеву, однако потом, заметно помрачнев, таки процедил сквозь зубы, что Россия не пользуется своим правом оштрафовать Украину на 2 миллиарда долларов по итогам апреля.

Главный вопрос, который хотела решить Тимошенко – право закачать в подземные газовые хранилища 19 миллиардов кубов голубого топливо в счет будущих расчетов за транзит – остался решенным наполовину. Путин сказал, что такой вариант расчета его устраивает не очень, поскольку в брюссельской газовой декларации говорится о возможности создания в Украине нового юридического лица, которое будет заниматься транзитом. «И кому потом предъявлять претензии?» - риторически спросил ВВП. Тимошенко тактично промолчала.

Позднее украинский премьер рассказала журналистам, что уже в апреле Украина закачает в ПХГ до миллирда кубов газа, за который расчитается деньгами, полученными за транзит в будущие периоды. Тимошенко выглядела откровенно довольной и активно уверяла, что после майских праздников попробует все же уговорить Путина согласиться на свой вариант для закачки всех 19 миллиардов кубов.

Общаясь с украинской прессой возле памятника Т. Шевченко, (который, кстати, стоит напротив «Газпрома» и Белого дома РФ, укоризненно на них глядя) Тимошенко уверила, что в целом визит в Россию прошел удачно. Удалось подписать и соглашение о кооперации, и договор о поставках ядерного топлива, а также договориться о совместной достройке двух блоков Хмельницкой АЭС. Впрочем, по всему было понятно, что переговоры в этот раз были откровенно непростыми. И поездка к Путину после скандальной газовой декларации далась Юлии Тимошенко нелегко. Однако, провальным этот визит назвать никак нельзя. По всем пунктам, которые волновали Тимошенко, первичный компромисс найден. И даже по сложному вопросу закачки газа в ПХГ ей удалось добиться своего. Да и сам факт приглашения Леди Ю в Москву после резких заявлений российской стороны в начале апреля говорит о многом.

Теперь Тимошенко пригласила ВВП в Украину. Посмотреть на его любимый Киев, которому вчера Путин отвесил так много комплиментов.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

9375