Аналітика

В моем провале прошу винить Ю…

В моем провале прошу винить Ю…

После того, как несуразная спикериада завершилась вполне ожидаемым провалом, главные политические игроки Украины переключили свое внимание с внутриполитической на внешнеполитическую арену. А дел там действительно накопилось невпроворот: у Президента Виктора Ющенко «горела» перспектива присоединения Украины к Плану действий по членству в НАТО, у премьер-министра Юлии Тимошенко намечались проблемы с поставками газа из России. Казалось бы, ради решения этих немаловажных проблем лидеры государства должны объединиться и вместе противостоять внешнеполитическим вызовам. Но ни глава государства, ни премьер не удосужились подать друг другу руку помощи, усугубив и так нелегкое положение страны на международной арене.

На последнем заседании СНБО Виктор Ющенко, помимо повальной критики всех и вся, не преминул подвести промежуточный итог деятельности украинской власти во внешней политике. И хотя своеобразный отчет главы государства имел оптимистический характер, на самом деле тешиться было нечем. Не занесешь же в актив Украине неопределенную ситуацию с продвижением в Евросоюз. Да и особой пользы от участия государства в неформальном объединении ГУАМ, которое задумывалось как противовес России на постсоветском пространстве, также не видать: единственный ценный для нас союзник, Азербайджан, стремится сотрудничать с уравновешенной Москвой, а не с нестабильными Киевом и Тбилиси. Что же до упомянутого президентом вступления в ВТО, то особой пользы от него товаропроизводителям, ориентирующимся на европейские рынки, пока нет.

Что же до присоединения Украины к ПДЧ, то тут вовсе все печально. Провал на бухарестском саммите НАТО в апреле 2008 года не вразумил Виктора Ющенко – гарант наивно полагал, что План действий достанется стране на декабрьском саммите Украина-НАТО. Но с каждым днем, остававшимся до встречи президента с представителями стран-участниц Североатлантического Альянса, шансы Украины на ПДЧ таяли. Последний гвоздь в гроб мечты Ющенко вколотил посол США Вильям Тейлор, который подтвердил, что Америка не будет переубеждать членов НАТО поддерживать Украину на пути к ПДЧ, поскольку, по его словам, данный вопрос «уже неактуален». Раз уж главный «адвокат» нашей страны в Альянсе разводит беспомощно руками, то Ющенко вообще нет смысла заикаться о какой бы то ни было евроатлантической перспективе. Ее не будет в декабре, и, по всей видимости, не станет она более реальной и в апреле 2009 года – на юбилейном саммите НАТО. Ведь Виктор Ющенко так и не смог решить две главные проблемы: добиться внутриполитической стабильности и найти компромисс с Россией, которая через «газозависимые» европейские страны-участницы Альянса, лоббирует недопущение расширения НАТО до западных границ федерации. И нет объективных причин говорить, что глава государства решит эти задачи до следующей весны. Судя по всему, первая половина 2009 года пройдет для гаранта в борьбе за усиление президентской вертикали власти, а вторую Виктор Андреевич полностью посвятит подготовке к будущим выборам Президента. До НАТО ли здесь? Вот почему вся евроатлантическая риторика Ющенко в ноябре изрядно померкла. Спасением для гаранта стала подготовка и проведение 75-й годовщины Голодомора, в которую он погрузился с головой. Похоже, эта тема осталась единственным козырем украинского лидера на международной арене – другие направления безбожно провалены.

Безусловно, Виктор Андреевич попытался хоть как-то сгладить свои внешнеполитические промашки. Благо, вовремя подвернулась очередная газовая проблема – «Газпром», подстрекаемый президентом России Дмитрием Медведевым, решил накануне подписания с Украиной нового контракта на поставку «голубого» топлива взыскать все долги. А их, по данным российской стороны, накопилось, ни много, ни мало 2,4 миллиарда долларов. Когда «Нефтегаз Украины», контролируемый, как известно, людьми Юлии Тимошенко, а вслед за ним и сама премьер попытались оправдаться и переложить долг на посредника – «Росукрэнерго», за восстановление справедливости взялся Ющенко. Президент не стал миндальничать, а в ультимативной форме потребовал от правительства погасить долг. Причем, давление, оказанное на Кабмин, свидетельствовало: гарант нашел способ переключить внимание общественности с собственных внешнеполитических неудач на внешнеэкономические просчеты своего политического оппонента. Действительно, превращение Тимошенко в «козу отпущения» в газовом вопросе – на руку главе государства. Вместо того, чтобы подставить плечо украинскому премьеру, Ющенко предпочел выставить ее в максимально негативном свете. Приходится с сожалением констатировать: нынешняя политическая элита склонна пасовать перед общей бедой, и грызться между собой, нежели сплоченно искать выход из тупика.

Надо сказать, что и Юлия Тимошенко не горела желанием хотя бы незначительно улучшить международный имидж Украины. Сказать, что правительство прилагает усилия для того, чтобы страна продвинулась на полшага-шаг вперед в европейском и евроатлантическом направлении, нельзя. Кабмин, по сути, создает лишь видимость активной деятельности. Так, практически провалено сотрудничество с ВТО. Вместо того, чтобы развивать это направление, правительство, подзуживаемое сонмом лоббистов всех мастей, всячески тормозит адаптацию экономики нашей страны к общеевропейским стандартам. Чего стоит хотя бы жгучее желание Кабмина ограничить импорт автомобилей зарубежных марок, увеличив таможенную пошлину с нынешних «ВТОшных» 10 до 22-25 процентов. Украину уже предупреждали: не нарушайте общие правила игры на мировых рынках, иначе рискуете молниеносно вылететь из ВТО. Но Тимошенко склонна все эти предупреждения пропускать мимо ушей: уже 2 декабря парламент рассмотри законопроект правительства об увеличении упомянутой таможенной пошлины. Почему премьер саботирует ВТО? Причин две. Первая – присутствие в окружении Тимошенко мощных лоббистов, которые могут обеспечить финансирование президентской кампании лидера БЮТ в обмен на лояльность правительства в отношении их бизнеса. Вторая – желание подложить свинью Виктору Ющенко, с которого в первую очередь спросят за невыполнение Украиной требований, заложенных в уставе Всемирной торговой организации.

А как себя вело правительство в «натовском» вопросе? Да никак. Кабмин попросту игнорировал эту тему, что, кстати, не преминул подметить зам главы Секретариата Президента Андрей Гочарук. Представитель Банковой заявил: «правительство Украины не смогло правильно оценить новые возможности (от вступления страны в НАТО), которые возникли, и не было в состоянии сосредоточить усилия на реализации одной из ключевых задач и продолжить необходимые реформы, подкрепленные соответствующими ресурсами».

Но самый большой «негаразд» Тимошенко – в газовой сфере. Во-первых, ЮВТ так и не смогла сковырнуть посредников, наживающихся на поставках голубого топлива в Украину, и связанных с людьми в окружении Президента. Во-вторых, премьер занялась активным продвижением на газовый рынок своих структур, замыливая глаза россказнями о прямых поставках между «Газпромом» и «Нефтегазом». К тому же никуда не делась проблема непрозрачности финансово-хозяйственной деятельности «Нефтегаза», раз у Украины появился солидный долг перед поставщиком, который руководство НАК и правительства сначала отрицало, а затем, поджав хвосты, стало лихорадочно искать возможности отсрочить погашение задолженности. В-третьих, Тимошенко, почуяв, что запахло жареным, заявила о возможности покинуть пост премьера – причем, в самый разгар «газовых» переговоров с Россией. Похоже, ЮВТ не улыбается перспектива оказаться в шкуре Юрия Еханурова двухлетней давности, когда сама лидер БЮТ премного постаралась, чтобы приблизить отставку своего нынешнего подчиненного. Помните, зимой 2006 года и Тимошенко и ее верный Турчинов собирали пресс-конференции, на которых махали перед камерами копиями документов якобы удостоверяющих сдачу украинских интересов в газовой сфере? Вполне возможно, что этой зимой по Юлии Владимировне ударят ее же оружием – если только она раньше не даст деру.

Как бы то ни было, Тимошенко так и не смогла доказать эффективности своей экономической политики на международной арене. Впрочем, также как и Ющенко – на внешнеполитической. При этом, и премьер и Президент не упускают возможности насолить друг другу, не принимая во внимание тот факт, что вредят они не столько своему политическому оппоненту, сколько государству. Очевидно одно: потерпев очередные фиаско на внешних фронтах, Ющенко и Тимошенко снова сосредоточатся на грызне на внутриполитической арене.