Кандидатура Андрея Портнова на пост главы ФГИ является главной январской политической победой Тимошенко и вторым стратегическим промахом Виктора Балоги.

История противостояния Президента и Правительства образца 2005 года, похоже, обретает не менее драматичное и напряжённое продолжение в году 2008. Президент ходит на заседания Кабмина, где ему оказывают буквально-таки византийские знаки уважения и внимания, выдвигает ультиматумы и требует учесть свои поправки и замечания. Реакцию Правительства на деятельность Президента пока можно охарактеризовать фразой «а Васька слушает, да ест». Усматривая в зимней активности Президента признаки паранормальности, Премьер предпринимает ответные шаги. Самой толстой иглой, которую изящная рука воткнула в репутацию Секретариата и Президента Украины, стало выдвижение на пост главы ФГИ Андрея Портнова – человека, неоднократно позволявшего себе негативные и крайне пренебрежительные высказывания в адрес Главы государства.

Напомним, что 18 января парламентская коалиция рекомендовала парламенту поддержать кандидатуру депутата Рады от фракции «Блок Юлии Тимошенко» Андрея Портнова на пост председателя Фонда государственного имущества. До этого слухи о его назначении активно муссировались в СМИ и парламентских кулуарах.

Свой путь во властные коридоры луганский юрист начал в 26 лет, когда перебрался столицу на должность рядового специалиста ГКЦБФР. Несмотря на столь скромный старт, уже через несколько лет Портнов становится помощником председателя комиссии, а с лета 1999 года возглавляет управление корпоративных финансов. Три года управления корпоративными финансами позволили Портнову в 2002 году покинуть госслужбу и занялся частной юридической практикой в фирме «Портнов и партнеры», которая затем была преобразована в «Корпоративные технологии». Учредителем «Технологий» была структура «Привата» под названием «Промрезерв». Впрочем, по словам самого Портнова «проект не пошёл». Не берёмся судить так ли это, однако именно Портнову приписывают юридический успех в деле с Южным горно-обогатительным комбинатом, перешедшем под контроль «Привата» и, вероятно, имея в виду именно этот период деятельности юриста, Михаил Бродский охарактеризовал его как «рьяного БЮТовца с хорошим рейдерским опытом».

В 2003 Портнов вернулся в ГКЦБФР уже в качестве первого заместителя секретаря, а к лету 2004 года стал членом комиссии. После избрания президентом Виктора Ющенко Портнов подал в отставку. Позже он объяснял этот шаг неприязнью ко многим представителям команды Виктора Андреевича, в частности Петру Порошенко (в одном из высказываний Портнов открыто призывал к реприватизации предприятий Порошенко).

Однако, сильную неприязнь Портнов испытывает не только к соратникам Ющенко, но и к самому Президенту. Откровенное пренебрежение и неуважение к первому лицу государства Портнов не посчитал нужным скрывать в недавнем интервью «Украинской правде», где говорил о том, что «с нескрываемым негодованием не воспринимал Виктора Ющенко, и с тех пор моя точка зрения не изменилась». Эта глубокая неприязнь к Ющенко, как становится понятным из интервью, возникла ещё во время работы Портнова в ГКЦБФР. О деятельности Ющенко на посту премьер-минстра Портнов говорит как о «популизме» и сравнивает тогдашнюю команду Ющенко с пришельцами из космоса. В этом же интервью Портнов сокрушается: «почему против кандидата Ющенко (на выборах 2004 года – авт.) выставили Януковича? Почему нельзя было найти моряка из Севастополя, и за него проголосовало бы большинство населения? Ну не поддерживали Ющенко тогда в таком объеме! В основном, он выиграл на противопоставлении с Виктором Януковичем. Почему у таких граждан, как я, не было выбора?».

В сентенциях Портнова присутствует даже угрожающая тональность по отношению к Президенту. Так, говоря об увольнении судей Конституционного суда, Портнов замечает, что «за это в будущем Ющенко придется отвечать. Когда – жизнь покажет». Рассуждая о юриспруденции, Портнов вспоминает о широких возможностях контроля со стороны Президента над судебной системой и намекает, что этот контроль действительно осуществляется. Обязательства Ющенко в инаугурационной речи называются смешными, а его команда снова-таки сравнивается с инопланетянами.

Необходимо понимать, что нанесенное Виктору Ющенко оскорбление лежит за пределами личной неприязни одного человека к другому. Это оскорбление главе государства и всей нации, президентом которой является Ющенко. Называя обязательства, данные Президентом смешными, Портнов объявляет смешными ожидания как минимум 52% избирателей, которым эти обязательства были адресованы. Иначе говоря, все эти люди глупы. В сущности, демонстрируя пренебрежение и неуважение к Президенту, Портнов выказывает пренебрежение и неуважение к этим людям.

Настаивание на кандидатуре Портнова – это уже оскорбление в адрес Президента со стороны всего парламентского большинства. Ведь коалиция заставляет Ющенко собственноручно внести кандидатуру человека, который демонстрирует открытое неуважение к Виктору Андреевичу. Портнов даже не говорил, что его мнение относительно Президента изменилось. Тимошенко позволяет себе избегать личных издевок в адрес Ющенко – достаточно того, что это делают будущие подчиненные Президента.

Проблема кандидатуры Портнова носит также и формальный характер. Ведь нет оснований считать, что Портнов не повторит свои осенние тезисы еще раз, уже будучи главой ФГИ. Не уважающий Президента чиновник высшего ранга – это дискредитация института Президента, прецедент открытого пренебрежения административной иерархией. Можно лишь догадываться, как новый глава ФГИ будет говорить о Президенте в приватных беседах с иностранными инвесторами и дипломатами. Это позор для страны и ее президента, ни больше ни меньше.

Поддержка коалицией Андрея Портнова – это серьезный успех Тимошенко в борьбе с Президентом за политическое влияние и властные полномочия. Во-первых, ФГИ является традиционно территорией президентского влияния. Представить на пост руководителя ФГИ заведомо нелояльного человека – значит публично признать сокращение своего политического влияния и возможностей. Во-вторых, это потеря вполне осязаемого ресурса власти. Ведь уже в скором времени роль ФГИ в системе власти может значительно увеличиться. Кабмин всерьез обсуждет законопроект, согласно которому предполагается передать распоряжение всей государственной собственностью исключительно в компетенцию ФГИ. И к этому увеличению полномочий Фонда пока нет претензий у президентского Секретариата.

Если Виктор Балога полагает, что сможет контролировать Портнова лично либо через бывшего клиента Портнова Игоря Коломойского (ведь почему-то НУНС согласился с этой кандидатурой), то рискнём предположить, что глава Секретариата заблуждается. Портнов ведет себя как фигура, обладающая значительной долей самостоятельности, которую он проявлял даже в отношениях с Юлией Тимошенко. А проявив готовность возглавить ФГИ, Портнов самоопределился скорее как политик, нежели как бизнесмен. Ведь сейчас Фонд – один из главных инструментов выполнения предвыборных обещаний Тимошенко. Для Портнова это – большая ответственность, но и большая перспектива. И если Портнов – политик, он будет ориентироваться не на экономических, а на политических союзников, главный из которых – безусловно, Юлия Тимошенко. В своем интервью «Украинской правде» Портнов заявляет буквально, что «Коломойский не может давать мне указания». Вполне вероятно, что это искренние слова.

Лидеры Партии регионов уже испытали шок от сотрудничества с Балогой, который так и не смог оказать влияние ни на одного депутата от НУНС при голосовании за Тимошенко. Теперь глава Секретариата пропускает второй гол в свои ворота. Но испытывать шок будет уже Президент.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

7121