В современном мире трудно назвать сферы жизнедеятельности, в которых бы не сказывалось политическое и экономическое влияние транснациональных корпораций. В обозримом будущем времени они останутся одним из важнейших факторов воздействия промышленно развитых стран на многие регионы мира.
Благосостояние страны, ее участие в международном разделении труда, степень интегрированности в мировое хозяйство и, в конечном итоге, ее конкурентоспособность все в большей степени зависят от того, насколько успешна деятельность транснациональных компаний, интересы которых связаны с национальной экономикой.
В Украине пришло время преодолеть огульное отрицание роли крупного капитала и приступить к реализации политики государственной поддержки превращения ведущих отечественных корпораций в транснациональные. Именно такая формула сотрудничества государства и капитала позволит Украине упрочить свои геоэкономические позиции и укрепить национальную независимость.
Преодолевая негативные стереотипы
В нашем обществе исторически сложилось критичное отношение к крупному капиталу. В массовом сознании он воспринимается как спекулятивный, большей частью непрозрачный, активно вмешивающийся в выработку государственного курса и не всегда на пользу общественным интересам. Господство таких стереотипов уже не раз подтверждалась в ходе избирательных кампаний, многие фавориты которых считали вывешивание флага «борьбы с олигархическим силами» обязательным номером своей предвыборной программы.
Вместе с тем, откровенная дискредитация крупного капитала под вывеской «борьбы за социальную справедливость» наносит непоправимый вред экономике, а в итоге - всему обществу и каждой семье, поскольку на практике оборачивается новыми переделами, сокращением бизнес-активности, налогов, безработицей и неплатежами. Наступило время понять, что время хищного бандитского капитализма ушло в прошлое. Современный украинский капитал вырос из коротких штанишек посредничества и «быстрых денег». Развиваются инвестиции в промышленность и инфраструктуру. Реалии таковы, что сегодня крупный отечественный капитал несет ответственность за благосостояние сотен тысяч работников и требует только одного - стабильности «правил игры» и сотрудничества с государством.
В настоящее время украинские ФПГ собственными силами реализуют проекты по реструктуризации компаний, инвестиционные планы по модернизации основных фондов.
Если раньше крупный украинский капитал предпочитал не заглядывать далеко вперед, то уже сегодня анонсировано несколько комплексных долгосрочных инвестиционных программ. Крупнейшие из них опубликованы лидерами украинской металлургии - СКМ и ИСД. К примеру, СКМ планирует инвестировать в свои предприятия ГМК около $4 млрд. на протяжении 2005-2010 гг. Группа «Росукрэнерго» объявила о проекте строительства нового магистрального газопровода Россия-Украина протяженностью более 600 км. И это серьезные деньги.
Еще одним позитивным фактором на пути интеграции украинских ФПГ в национальную экономику становится расширение круга их экономических интересов, который включает не только профильные, экспортно-ориентированные сегменты, но и отрасли, изначально направленные на внутренний рынок. Так, в собственности СКМ, ИСД, группы «Приват» находятся многочисленные активы в АПК, строительной индустрии, пищевой промышленности, сфере обслуживания. Инвестиции многих компаний направлены в развитие транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры, что не только стимулирует внутренний рынок, но и способствует развитию в Украине новых высокотехнологичных сегментов.
Украинские ФПГ на пути к транснационализации капитала
Несмотря на очевидный прогресс, украинский крупный капитал сталкивается с серьезными проблемами и переживает кризис роста. Политико-экономическая и внешнеполитическая буря, поднятая властями в 2005 году, вынудила многие ФПГ пересмотреть свои инвестиционные планы в сторону сокращения. К традиционно жесткому конкурентному давлению добавился еще один серьезнейший фактор - рост цен на энергоносители. Ухудшилась конъюктура внешних рынков, продолжается тенденция ограничения доступа на них отечественных производителей, а это значит, что источников и возможностей для внутреннего реинвестирования у украинских компаний стало меньше.
В этой ситуации единственно приемлемым выходом для многих украинских ФПГ становятся, во-первых, инвестирование капитала в собственные транснациональные производственные цепочки и, во-вторых, производственно-инвестиционная кооперация с крупными международными игроками - ТНК. Определенный задел в этом направлении и опыт участия в международных консорциумах украинские компании имеют.
Уже сделаны первые шаги, направленные на транснационализацию украинского бизнеса: осуществлен переход на международные стандарты финансовой отчетности, приобретаются доли в иностранных компаниях, что ведет к созданию вертикально интегрированных структур, обладающих международной конкурентоспособностью.
Для дальнейшей интернационализации украинской экономики и развития ТНК с участием украинского капитала существует мощные макроэкономические и социальные стимулы.
Во-первых, фундаментальные интересы государства и транснациональных корпораций с украинским капиталом объективно совпадают, поскольку транснациональные корпорации позволяют государству получить доступ к ресурсам других стран. И это не только природные и людские ресурсы, но и их научно-технический потенциал.
Во-вторых, размещающие свое производство за рубежом транснациональные компании избавляют государство от необходимости преодолевать протекционистские барьеры.
В-третьих, транснациональные корпорации укрепляют позиции своего государства на территории других стран, создавая там анклавы своей собственности. Такая система собственности за рубежом обеспечивает реальное международное влияние государства.
В-четвертых, транснациональные корпорации оказывают благоприятное влияние на международные отношения, и как следствие - способствуют развитию отношений межгосударственных.
Наконец, транснационализация украинских компаний - это и путь разрешения проблемы реструктуризации экономики, т. е. организации производства и сбыта наукоемкой продукции. Украинские предприятия должны шаг за шагом осваивать мировое экономическое пространство, используя весь накопленный опыт инвестиционной активности крупнейших ТНК мира и учитывая основные региональные, отраслевые и стратегические особенности транснационализации производства.
Украине нужна политика «управляемой глобализации»
Деятельность ТНК стала неотъемлемой частью общего процесса глобализации. Задача государства в том, как это сделать наиболее безболезненно и как обеспечить собственным корпорациям, а, следовательно, и стране, наиболее достойное положение в мире.
Существуют несколько видов структур финансово-промышленных групп, во многом определяющих принципы построения транснациональных корпораций.
ТНК индустриально развитых стран формировались эволюционно. Они возникали как результат концентрации капитала, как способ конвертации торгово-экономического и технологического доминирования этих стран в системе регионального и мирового разделения труда.
В Японии и Южной Корее ставка была сделана на развитие частных транснациональных компаний, которые приняли форму многофункциональных корпораций, пользующихся системой поддержки государства как внутри страны, так и на внешних рынках.
В экономической экспансии Китая ставка сделана на реализацию стратегии по созданию государственных транснациональных корпораций. Разработана и успешно реализуется многоступенчатая схема проникновения и закрепления китайских корпораций и брендов на рынках индустриально развитых стран и ключевых макрорегионов.
Реализуется стратегия встраивания в мировую экономику и в систему глобальных рынков со стороны России. В Российской Федерации интернационализация национальных энергетических корпораций осуществляется под жестким контролем государства, путем привлечения международных ТНК в акционерный капитал. В то же время государство поддерживает и стимулирует экономическую экспансию российских корпораций, в которых оно видит инструмент геоэкономического влияния.
Наконец, очевидно, что в Украине образование ТНК осуществляется не благодаря целенаправленной государственной политике, а часто вопреки консерватизму номенклатурной модели управления экономикой.
Деятельность таких корпораций как ИСД, СКМ, «Приват», «Росукрэнерго» уже давно вышла за рамки первичного накопления капитала. Она не ограничивается задачами построения схем «производитель-покупатель». Сегодня их целью является создание стратегически значимых многопрофильных производственных схем. При этом следует учитывать, что построение таких цепочек уже вышло за рамки национальной экономики. Производственные мощности, принадлежащие компаниям, разбросаны по миру, что становится основой для формирования новых отношений в международной производственно-инвестиционной кооперации. Фактически украинский капитал вошел в стадию траснационализации бизнеса.
В частности, группа СКМ владеет активами в энергетике, угольной, горно-металлургической, машиностроительной промышленности, телекоммуникациях, транспорте и строительстве, как в Украине, так и других странах (Италия, Турция). Весьма полно в рамках группы представлен финансовый сектор: банки, страховые и инвестиционные компании.
То же можно сказать и об «Индустриальном союзе Донбасса» - наиболее опытной украинской компании, которая, выстраивая свои производственные цепочки, одной из первой вышла на международный уровень как через приобретение производственных активов за рубежом, так и через участие в масштабных внешнеэкономических проектах (Швейцария, Венгрия, Польша, Чехия, Индия, Узбекистан).
Объектами внимания группы «Приват» являются ТЭК и металлургическая промышленность, в которых также выстроены полноценные производственные схемы. Через корпоративный финансовый сектор группа инвестирует проекты в области машиностроения, транспорта и связи.
Не менее показательным является пример компании «Росукрэнерго», в деятельности которой торговля газом занимает важное, но далеко не исчерпывающее значение. В частности, компания владеет активами в нефтегазодобыющей, нефтегазостроительной, транспортной, химической, металлургической промышленности и энергосекторе в разных странах и регионах (Украина, страны Центральной Азии и Балтии, Россия и ЕС).
Таким образом, украинские финансово-промышленные группы, превращаясь в ТНК, способны составить индустриальную и инфраструктурную основы национальной экономики, и уже сейчас представляют ее на ведущих мировых рынках товаров и услуг, участвуют в региональном разделении труда Европы и Азии.
Сегодня, когда ТНК украинского происхождения получают международное признание, государство больше не может их игнорировать, а тем более - делать вид, что они не существуют.
Запрос на последовательную государственную экономическую стратегию в отношении бизнес-групп, представляющих ТНК украинского происхождения, не менее острый, нежели у других социальных групп и институтов.
Национальные ТНК и государство: от конкуренции к партнерству и сотрудничеству
Диапазон отношений между государством и национальными ТНК весьма ограничен. По сути можно говорить о двух основных моделях взаимодействия между национальными ТНК и властью в Украине - «конфронтация и конкуренция», или «партнерство и сотрудничество». Возможен также вариант - «параллельные курсы». Однако такой вариант будет носить промежуточный и неустойчивый характер, поскольку неизбежно будет «сползать» то ли к модели конфронтации, то ли к схеме партнерства между государством и национальными ТНК.
Наиболее негативным видится сценарий, при котором государственная власть, вопреки здравому смыслу и экономической и политической целесообразности, будет пытаться конкурировать и конфликтовать с ТНК украинского происхождения. Очевидно, что попытка реализовать на практике подобный сценарий приведет не только к подрыву экономической стабильности в стране, но и сделает ее объектом экономической экспансии со стороны иностранных ТНК. Последние, объективно попытаются заполнить экономический вакуум, возникающий в связи со «сворачиванием» национальными ТНК экономической активности в Украине. Последствия такой политики хорошо известны - полное подчинение национального производственного и ресурсного потенциала глобальным ТНК, и, как результат, - утрата способности государства к развитию на собственной основе.
Второй вариант можно определить как «параллельные курсы». Государство и власть во взаимоотношениях с национальными ТНК отказывается от политики диктата. С другой стороны, либерализм и «экономический нейтралитет» государства доходит до крайности, когда нивелируется и игнорируется национальная принадлежность ТНК (мол, неважно, чей капитал - российский, американский или украинский - лишь бы он создавал рабочие места и платил налоги). Иными словами, власть перестает бороться с крупным капиталом, однако при этом она отказывается рассматривать ТНК с национальными корнями в качестве стратегического партнера и основы национальной экономики.
Указанный сценарий также выглядит как малоперспективный. Обеспечение социальной ответственности государства, без опоры на крупный национальный капитал, власть будет вынуждена прибегнуть либо к массовой распродаже стратегических активов, или к донорской помощи из вне в обмен на отказ даже от намеков на геоэкономический суверенитет.
Наконец, наиболее продуктивным выглядит выбор в пользу перехода от «конкуренции и конфронтации» к «партнерству и сотрудничеству». Реализация указанной модели предполагает учет целого набора факторов и обстоятельств.
Прежде всего, необходима общественная реабилитация крупного национального капитала, признание важности формирования национальных ТНК как каркаса украинской экономики, обеспечивающего экономический суверенитет и экономическую устойчивость.
Во-вторых, очевидно нужно институализировать и поставить на систематическую основу стратегический диалог между государством и представителями формирующихся национальных ТНК. С одной стороны, государственная стратегия должна учитывать объективные проблемы, с которыми сталкиваются национальные ТНК на современном этапе своего развития. С другой стороны, для корпораций важно понимание стратегических целей и экономических задач, которые ставит перед собой государство. Без этого невозможно соотнести корпоративные и государственную стратегии, выработать шаги, позволяющие увязать интересы бизнеса с целями развития украинской экономики и ее успешной интеграции в мировую хозяйственную систему.
В-третьих, с учетом политических изменений в мире сегодня на передний план выходят вопросы обеспечения экономических интересов государств, усиления конкурентоспособности их товаров и услуг на мировых рынках. Поддержка и защита национальных товаропроизводителей, увеличение их экспорта возводится многими странами в ранг госполитики, одного из приоритетов нацбезопасности. Например, в США поддержку американскому бизнесу наряду с министерствами торговли, финансов, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, которые традиционно принимают участие в этом процессе, активно оказывает госдепартамент.
В-четвертых, необходимо отказаться от искусственных отраслевых ограничений или дискриминации ТНК украинского происхождения в вопросах инвестирования в те или иные отрасли отечественной экономики. В отраслевом аспекте внимание ТНК все более привлекают сфера услуг и инфраструктуры, которые ранее мало интересовали международные компании и были преимущественно сферами деятельности естественных монополий. В настоящее время они превратились в конкурентные отрасли с большим потенциалом для прибыльного инвестирования.
Наконец, в свете современных тенденций интернационализации мирового производства на смену обычной формуле о «привлечении иностранного капитала» приходит необходимость создания крупных ТНК с участием иностранного капитала (в виде долгосрочных, стратегических прямых инвестиций) и с выходом продукции как на внутренний, так и на внешние рынки.
Уверен, что только через государственную поддержку развития ТНК с национальными корнями Украина будет способна включаться в масштабные трансконтинентальные проекты, быть активным игроком в макрорегиональных проектах промышленной и инфраструктурной кооперации.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом