Вечером в понедельник стало известно, что Окружной суд запретил акции в центре столицы. В палаточном городке всю ночь не смыкали глаз народные депутаты, тронуть которых милиция боялась. Рядовые протестующие полночи не ложились спать, боялись штурма городка.

К девяти вечера тысячи предпринимателей со всей страны разъехались по частным квартирам и гостиницам. Ночевать в трех вместительных военных палатках остались человек семьдесят. Еще пару сотен активистов всю ночь провели на ногах в разговорах. Споры прерывались на ужин и песни под гитару.

«Кому можно одеяло передать? – спрашивает киевлянка с теплыми вещами в руках. – И еще я могу у себя двоих человек поселить».

Через пару минут в штабную палатку заходят три мужика, одетых, как полярники. В растолстевших пакетах у них по два спальника, термос с кипятком, запас еды на сутки. Просятся в городок добровольцами, их данные переписывают и отправляют в другую палатку, пишет «Газета по-киевски».

«Первая ночь всегда – самая тяжелая. Если простоим до утра, то дальше будет легче. Пару дней тут пробуду, потом меня другие сменят, – говорит Федор Ковалев, один из «полярников». – Я предприниматель. Как узнал, что налоговая сможет арестовывать счета, конфисковывать товар без решения суда, решил протестовать. Получается, взятку не дал – и работать тебе не дадут».

На улице периодически начинался дождь, плавно переходящий в мокрый снег. Заходим в палатку. Тускло светит лампочка. По бокам на листах пенопласта лежат, закутавшись в одеяла, протестующие. Человек двадцать спят, остальные перекусывают. На столе – батон, галетное печенье, мед, варенье, компот, булькает электрочайник. «Пейте горячий чай», «берите рисовую кашу, пока теплая», – командует поздним ужином киевлянка Елена Пураль. Ее смело можно называть кормилицей «революций»: Елена, как и в 2004 году, снова готовит митингующим.
 

«Наварила дома еды, вызвала такси – и на Майдан. Привезла хлеб, колбаску, пшенную кашу, куриный бульон, мед, сальцо, лучок, – показывает женщина на стол. – Шесть лет назад было больше политики, на сцену пускали только видных деятелей, а сейчас со сцены может выступить любой. Здесь те, у кого накипело. К часу ночи в палаточном городке люди разбились на группки по пять-шесть человек.

Большинство митингующих были на «оранжевом» Майдане, и теперь сравнивают порыв предпринимателей с 2004 годом.

Порой люди не стеснялись выражений. «И зачем мы тогда этого Ющенко президентом сделали…» – вздыхает один. «Так кто ж знал, что они окажутся (…)», – грубо отвечает другой.

В соседней компании обсуждают, как сложно доехать в столицу на автобусе. «На прошлую акцию перед ВР наш автобус от Полтавы отъехал на 4 км, и нас остановила ГАИ. У водителя забрали права и без причины не отдавали до утра, – вспоминает полтавчанин Андрей Худалей. – В этот раз нам пришлось делать порядочный крюк, ехать через Сорочинцы, чтобы нас не остановили. Правда, в Борисполе все равно автобус забрали на штрафплощадку. Сами добрались в центр Киева».
 

Полтавчане жалуются, что ехали на один день, ни теплой одежды, ни денег с собой почти не брали. Но половина из 80 человек решила остаться.

«На нашем рынке в понедельник открыли из ста только две точки, так их другие продавцы заплевали, – продолжает Андрей. – Не по тем власть ударить решила. Мы будем бороться, терять нечего, если примут кодекс, останемся безработными. Сегодня (во вторник. – Авт.) уеду домой, в четверг привезу с собой десять человек. И так сделает каждый».

Люди жалуются на плохую организацию – «командиров много, а толку мало», но обещают стоять до победного конца. И надеются, что на митинг массово пойдут киевляне, которые пока нейтрально относятся к протестам, и на движущую силу оранжевой революции – студентов.


После решения Окружного суда о запрете акций в центре спасти палаточный городок могли только нардепы. Всю ночь провели на ногах Андрей Шкиль, Виктор Уколов, Юрий Грымчак, Сергей Мищенко, Александр Семченко и депутат Киевсовета Зорян Шкиряк.
 
Милиционеры держались на расстоянии метров в пятьдесят от городка. Раз в полчаса они подходили и информировали о решении суда. Но на самом деле смотрели, есть ли народные депутаты, ведь от их присутствия зависело – можно ли начинать штурм. Автобусы с «Беркутом» были к нему готовы.
 
«Мы проводим здесь встречу с избирателями, заявку подал Грымчак», – отстаивали городок люди с мандатами. Милиционеры вежливо откланивались и возвращались на прежнюю дистанцию.
 

Отвлекали людей от споров о политике поэт Руденко и нардеп Уколов, который устроил целый творческий вечер. Первым прозвучали «Два кольори». Потом – «Не сміє бути в нас страху» с припевом:

«До дівчини мені близько,
Але через стависько.
Вчора дощ, нині дощ,
Завтра буде слизько».

Под утро депутаты рассказывали людям, что стоять на Майдане планируют 17 дней – в этот срок президент может наложить вето. Обсуждения прервались ранним завтраком – торговцы с «Троещины» и других киевских рынков сбросились по 100–150 грн и привезли «майдановцам» горячую еду. Они же бесплатно раздавали карточки для пополнения счета на мобилках.


Утром, несмотря на непогоду, на Майдане собралось около полутора тысяч человек. Примерно к одиннадцати, как утверждают участники акции, милиция попыталась вручить представителям оргкомитета предписание суда, запрещающее митинговать, и просила свернуть палаточный городок (напомним: суд запретил митинговать до 26 ноября в связи с прибытием в Киев иностранных делегаций). Но расходиться народ не стал. Не испугались и бойцов «Беркута», дежуривших возле Октябрьского дворца в четырех автобусах.

Ближе к вечеру заммэра Александр Пузанов попросил митингующих перебраться с Майдана на бульвар Леси Украинки, митингующие ответили отказом.

В целом второй день акции обошелся без эксцессов. Правда, в милиции сообщают, что в полдень на «102» позвонили жители дома № 7/11 по ул. Крещатик с жалобой на то, что у них во дворе участники митинга распивают спиртное.

Как ранее писал ForUm , утром 22 ноября на Майдане Незалежности в Киеве предприниматели начали акцию протеста против вступления в силу Налогового кодекса, принятого Верховной Радой на прошлой неделе. Активисты требуют, чтобы Президент ветировал данный закон.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2381