Недавно страну всколыхнула авария на Углегорской ТЭС (Донецкая обл.), расположенной возле г. Светлодарск. С происшествием вскоре справились, но теперь одна из крупнейших в Украине электростанций требует капитального восстановления, причем это надо сделать до следующего отопительного сезона. Для отраслевых экспертов данное событие стало поводом вспомнить о проблемах отечественной электрогенерации и путях их разрешения. ForUm разбирался, какие риски несет в себе наша энергосистема, в каком направлении ее можно развивать – и что в этом отношении уже делается.

Есть проблемы

Аналитики отмечают, что происшествие на Углегорской ТЭС будет иметь долгосрочные последствия для окружающей среды и для людей. Так, глава Национального экологического центра Ярослав Мовчан сообщает, что пожар на станции длился более 15 ч и при этом горело электротехническое оборудование, в т.ч. 4 высоковольтных трансформатора с 40 т масла в каждом. «При неконтролируемом горении угольного топлива, конструкций и оборудования в атмосферу было выброшено много токсичных веществ, включая тяжелые металлы, соединения серы и органические вещества, которые не разлагаются в природе и накапливаются в почвах, – говорит эколог. – Зольная пыль, разнесенная по воздуху на большие расстояния, может загрязнить почву и водоемы, ухудшая экологическую ситуацию в регионе». А начальник Госэкоинспекции в Донецкой области Виталий Вишневский видит природоохранные риски в загрязнении вод, которые использовались для тушения пожара и скопились в пострадавших цехах. В то же время загрязнение территории предприятия и Углегорского водохранилища маслами или нефтепродуктами не зафиксировано. И в любом случае в Кабмине заверяют, что уже занялись нейтрализацией основных негативных эффектов.

Тем не менее, аварии на электростанциях, начиная от Чернобыля и заканчивая Углегорской ТЭС, лишний раз свидетельствуют о рисках традиционной энергетики. Кроме того, акцентирует глава набсовета компании «Киевэнерго» Иван Плачков, восстановление таких масштабных объектов может тянуть на миллиарды долларов. Также относительная дешевизна энергии, вырабатываемой на угольном сырье, в случае несовершенства очистных систем приводит к значительным убыткам от загрязнения территории и повышает заболеваемость населения.

Минусы действующей энергосистемы видны и по линиям электропередач (ЛЭП). Так, в апреле случилась авария на двух из четырех ЛЭП, снабжающих электричеством Крым, в результате был полностью обесточен крупный город – Севастополь, информирует сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Избежать отключения других потребителей удалось за счет максимальной нагрузки на мощности альтернативной энергетики, которые сегодня производят более 10% электроэнергии на полуострове. «Этот случай, как и пожар на Углегорской ТЭС, с новой остротой напоминает о задачах повышения роли альтернативных энергоисточников в энергобалансе страны, – продолжает специалист. – В пользу этого говорит и опыт развитых государств Европы, где массовое использование возобновляемых энергоресурсов (населением, мелким и средним бизнесом) не только для электроснабжения, но и для отопления дает большую экономию газа, нефти и угля. Это очень важно в свете укрепления энергетической, а значит, и политической независимости».

Заграница нам поможет

По словам Марунича, в 2012 г. в мире инвестиции в новые мощности возобновляемой энергетики составили $268,7 млрд. Это около 60% всех вложений в новые энергомощности, т.е. больше, чем получили «ископаемая» (тепловая) энергетика и атомная вместе взятые. Последние исследования Международного энергетического агентства гласят, что «зеленый» энергосектор продолжит стремительно расти и в следующие 5 лет. Несмотря на общеэкономическую неопределенность во многих регионах мира, ожидается, что до 2017 г. мощности глобальной альтернативной энергетики (гидроэнергия, включая приливную, энергия солнца, ветра и др.) увеличатся более чем на 40%, почти до 6400 ТВт-ч.

В частности, в Европе стремятся довести долю возобновляемой энергетики до 20% к 2020 г. На украинском же рынке это менее 1% – хотя эксперты замечают, что удельная эффективность инвестиций в «зеленые» энергоресурсы в разы выше, чем в модернизацию и восстановление тех же ТЭС. И это, прежде всего, иностранные вложения, а не бюджетные средства. Что касается «неизбежной» дороговизны электроэнергии возобновляемых источников, то это всего лишь миф, констатирует представитель аналитического центра Agora Energiewende (Германия) Кристоф Подевилс: «Германия давно и активно развивает альтернативную энергетику, и крупные потребители теперь платят за электричество на 30% меньше, чем в 2011 г. Спад стоимости особенно заметен после решения страны отказаться от АЭС в пользу возобновляемых ресурсов. А чем больше предложение на рынке, тем выше конкуренция и ниже цена. Тогда как электростанции на газе и нефти наиболее затратны». Так что развитие альтернативной генерации способно удешевить электричество в Украине, где за последние годы его цена выросла почти в 5 раз. А это и вопрос энергоемкости ВВП, которую Кабмин намерен ежегодно сокращать на величину до 3%, что заложено и в Госпрограмме активизации экономики.

Представитель немецкого министерства окружающей среды и охраны природы Юрген Кайнгорст добавляет, что Украине стоило бы снижать дотирование традиционных энергоносителей и параллельно ввести временное субсидирование производства электроэнергии из возобновляемых ресурсов. «Поддержка традиционной генерации уменьшает ее себестоимость, а это осложняет развитие рынка «зеленой» энергии, – отмечает чиновник. – Правительство Германии уже ведет с несколькими украинскими министерствами переговоры насчет повышения эффективности финансирования альтернативной энергетики, и наша страна готова делиться с вами успешным опытом в этой сфере, помочь в привлечении инвесторов и реализовать на вашем рынке ряд пилотных проектов».

Неплохое начало

Впрочем, у отечественной энергетики возобновляемых источников уже есть чем похвалиться. Так, в 2012 г. установленная мощность «зеленой» генерации увеличилась сразу на 57,5% и достигла 645,1 МВт, а выработка альтернативной электроэнергии выросла в 2,2 раза до 815,9 млн кВт-ч, подчеркивает член набсовета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. В сегменте работает 86 компаний и 139 электростанций. Развивается и солнечная, и ветряная энергетика: в текущем году в каждой из этих двух сфер ожидается запуск еще по 300 МВт мощностей. В 2012 г. доля возобновляемых ресурсов в электроэнергетическом балансе достигла 0,45% (в 2011 – 0,22%), однако к 2020 г. Киев обязался перед Европейским энергетическим сообществом нарастить эту долю до 11%.

По данным Корольчука, за последние 3 года в солнечные (СоЭС) и ветряные электростанции страны вложено около $3 млрд инвестиций, т.е. примерно по $1 млрд в год. «Но может быть намного больше. Это связано с привлекательными тарифами на альтернативную энергию, которые установлены в Украине, а также с возможностью выпуска на ее территории энергооборудования для новых профильных инвестпроектов, – уточняет аналитик. – Как известно, у нас уже 2 года действует специальный «зеленый тариф» на альтернативную энергию, сопоставимый с европейскими аналогами. Его выплачивают предприятиям, развивающим ветряные и солнечные электростанции, мини-ГЭС, а с начала 2013 г. он касается также биогаза». Интерес зарубежных инвесторов вызван заметными успехами страны в развитии сектора; и именно в этом году международная аудиторская компания Ernst&Young – инвест-советник для многих компаний планеты – начала включать Украину в число государств, наиболее привлекательных для «зеленых инвестиций». Причем наша страна единственная из СНГ представлена в этом рейтинге, в основном благодаря крупным СоЭС, построенным компанией Activ Solar.

Неудивительно, что ЕБРР недавно объявил о планах вложить в отечественную альтернативную энергетику 10 млн евро. Другой пример – предприятие Danford&Co (Россия) собирается инвестировать 12 млн евро в совместный проект с ООО «Агроэнерготехнологии» по созданию в Ивано-Франковской области энергопарка с полным циклом производства экологически чистой энергии. Управляющий директор Danford&Co Владимир Куцев детализирует, что проект предусматривает выращивание сырьевых агрокультур на площади до 2000 га и использование другой биомассы для получения биогаза.

А чешская группа компаний Ekotechnik Czech вложит аж 400 млн евро в сооружение на Хмельнитчине ряда СоЭС суммарной мощностью до 160 МВт. Объекты появятся в 14 районах области. В октябре-2012 группа уже запустила на Хмельнитчине первую очередь СоЭС мощностью 5 МВт в Ясеновке и построит подобные объекты в Винницкой, Киевской, Днепропетровской, Закарпатской областях. Общий портфель украинских проектов группы по мощности превышает 500 МВт.

…И так далее. Корольчук дополняет, что в 2013 г. для производителей «зеленой энергии» вводятся требования по локализации, т.е. по применению оборудования внутреннего происхождения. В этом году минимальный порог составит 30%, в 2014 г. – 50%. «В Украине много предприятий, выпускающих технику для энергетики возобновляемых источников, но раньше они не были задействованы. Обязательная локализация не только загрузит их заказами, но и заинтересует иностранцев вкладывать деньги в производство внутри нашей страны. Тем более что у нас объективно дешевле трудовые ресурсы», – поясняет специалист.

В этом же контексте вспомним и то, что весной Кабмин получил от Испании по механизмам Киотского протокола 30 млн евро на реализацию проектов альтернативной энергетики, предварительный перечень которых включает получение тепловой и электроэнергии из биогаза при переработке органических отходов животноводства; модернизацию теплостанций в г. Севастополь; создание автономного ветропарка на Днепровском машзаводе; сбор метана и производство электроэнергии из него в гг. Лисичанск, Днепродзержинск, Энергодар, Мелитополь, Бердянск. Такое же сотрудничество по «киотским» правилам не первый год идет с Японией: средства от продажи квот на выбросы парниковых газов направляются на «зеленую» энергетику и энергосбережение.

Итак, у отечественной энергетики возобновляемых источников вполне светлое будущее. В развитии этого направления заинтересованы и инвесторы, и рынок, и государство, и потребители, которые опасаются возможного роста цен. Но мировая практика показывает, что с развитием альтернативной генерации энергия на рынке дешевеет, а значит, и этой группе игроков рынка переживать не о чем.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3652