В материале «Голоса Украины» от 21 марта «Отказ ценой в 5 млрд гривен» газета уже писала об инициативе Министерства финансов и группы народных депутатов (подали проект постановления №4401) по аннулированию лицензии компании «ЗЕОНБУД», провайдера цифровой сети. В связи с большим общественным резонансом данной проблемы мы решили более подробно разобраться в работе цифровой сети и обратились с вопросами к Виктору Галичу, генеральному директору «ЗЕОНБУДа».

— «ЗЕОНБУД» выступает против предлагаемой национализации цифровой сети. В чем вы видите риски данного предложения?

— Прежде всего нужно определиться с понятиями. Национализация — это передача в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам. И проводится она в порядке, установленном законом. Поскольку такой закон в настоящее время не принят, национализация в Украине проводиться не может. Мы имеем право говорить только о выкупе государством цифровой сети на основании обычных договоров купли/продажи. На данный момент компания «ЗЕОНБУД» не получала официального предложения от государства о купле/продаже. Если поступит — мы его обязательно рассмотрим. Когда национализация проводится в рамках закона или по совместному согласию государства и частного собственника, то никаких минусов здесь нет. Если не учитывать общепринятое мнение, что госсобственность работает менее эффективно и более затратно. Однако в нашем случае мы говорим о попытке рейдерского захвата цифровой сети, на который государственные органы активно толкают Минфин и группа народных депутатов.

— К чему могут привести эти действия?

— В первую очередь, к остановке цифровой сети, что неизбежно приведет к серьезным последствиям. Во-первых, более чем 10 миллионов телезрителей, в том числе 700 тыс. малообеспеченных семей, потеряют доступ к 32 каналам в отличном качестве. Во-вторых, с июня 2015 года появится угроза исчезновения телесигнала на 2/3 территории страны. Чтобы этого избежать, правительству придется потратить из бюджета несколько миллиардов гривен на строительство новой цифровой сети. В-третьих, 128 телекомпаний, в том числе 28 общенациональных, которые вещают в цифровой сети, потеряют аудиторию, их лицензии станут бессмысленными. Не стоит забывать, что проблемы телезрителей и телекомпаний придутся на период президентских выборов. Кто в этом случае поверит в то, что это чисто случайное совпадение, а выборы прошли честно и прозрачно? При этом цифровая сеть — единственная в стране, где транслируются только украинские каналы, а большинство телезрителей — жители сельской местности и небольших городов, которые раньше могли смотреть только 4—5 каналов в плохом качестве. Но ключевой проблемой для экономики станет резкое ухудшение инвестиционного климата Украины, поскольку такие инициативы не соответствуют европейским нормам и стандартам, отпугивают международных инвесторов не только в коммуникационную отрасль, но и в любой другой сектор реальной экономики.

— Часто звучат вопросы о завышенных тарифах компании на услуги. Насколько эти обвинения обоснованны? Каким образом формируются тарифы?

— В 2011-м, когда «ЗЕОНБУД» начал предоставлять услуги телекомпаниям, мы взяли за базу один к одному тарифы государственного Концерна РРТ и их принцип формирования — тариф зависит от мощности передатчика. Эта логика привычна для телекомпаний, мы решили ничего не менять. Далее «ЗЕОНБУД» снизил эти тарифы в 2 раза, предоставив каналам скидку в размере 50%. Она предоставляется и сейчас, срок ее окончания — 2018 год.

В течение двух с половиной лет концерн еще трижды повышал свои тарифы, «ЗЕОНБУД» не делал этого. Фактически наши тарифы в разы ниже государственных. Ведь сутью услуги является не мощность передатчика, а зона покрытия, которую он обеспечивает. От размера этой зоны зависит количество зрителей, а значит, и количество рекламных денег, которые получит телекомпания.

Поскольку цифровые передатчики в 5 раз эффективнее аналоговых, то у аналогового ретранслятора мощностью 1 кВт и цифрового 0,2 кВт зона покрытия — а значит, количество телезрителей — одинаковые. В 2011 году у Концерна РРТ тариф для 1 кВт мощности составлял 45,21 грн., у «ЗЕОНБУДа» для 0,2 кВт — 17,58 грн. Это значит, что за один и тот же объем услуги (зону покрытия) «ЗЕОНБУД» берет плату в 2,6 раза меньше, чем концерн, а с учетом скидки 50% это уже 5,2 раза.

— Однако на практике передатчики одинаковой мощности и технологии зачастую имеют большую разницу в площади покрытия. Почему так происходит?

— Специалисты знают, что размер зоны вещания очень зависит не только от мощности передатчика, но и от потерь в передающей инфраструктуре. То есть от качества мостов сложения, антенно-фидерного тракта и т. п. Если у оператора сети кабель китайский, а антенна местного разлива, то абонент будет наивно платить оператору за 100 Вт мощности передатчика, а в эфир будет излучаться только 20 Вт. И фактическая зона покрытия будет в пять раз меньше той, за которую происходит оплата. У «ЗЕОНБУДа» мосты сложения, кабель, антенны — от лучших мировых производителей, а значит, гарантированы минимальные потери мощности и максимальная зона покрытия. Из всего вышесказанного понятно: фактические тарифы «ЗЕОНБУДа» в 8—10 раз ниже тарифов Концерна РРТ. Нам часто говорят: давайте считать тарифы по затратам, а не по зоне покрытия. Что ж, давайте. Стоимость цифрового передатчика мощностью в 1 кВт — 98 тыс. долл., а аналогового — 18 тыс. долл.

И примерно такое же соотношение по всей линейке оборудования. В цифровой сети 664 передатчика. Вот и получается, что мы даем рынку более низкие тарифы при значительно большем объеме инвестиций. Кстати, «ЗЕОНБУД» вложил в проект 134 млн. долл. Эти средства компания взяла в кредит. Прошло 3,5 года, а нам удалось возвратить только чуть более половины. Это говорит о том, что мы не получаем от своей деятельности сверхдоходов.

— Высказываются сомнения в том, что сеть покрывает 95% населения. Вы готовы к аудиту покрытия по Украине?

— Нужно понимать, что мы сразу планировали сеть именно с таким уровнем покрытия. То есть на это было рассчитано все оборудование, все коммуникации. Планирование изначально производилось лучшими специалистами Центра радиочастот с использованием специализированной программы компании ATDІ именно с такими показателями. Далее, «ЗЕОНБУД» закупил самое качественное и самое надежное в мире телевизионное оборудование у немецких и американских производителей. Оно было установлено строго в соответствии с параметрами расчетной сети. После запуска инфраструктуры в эксплуатацию мы провели контрольные замеры зон покрытия двух десятков передающих станций различной мощности, чтобы убедиться в соответствии фактических параметров расчетным. Замеры подтвердили, что фактические параметры даже превышают расчетные, так как была использована более помехоустойчивая технология Т2.

— Могут ли каналы быть уверены, что сегодня покрытие остается на таком же уровне?

— Для постоянного контроля за показателями цифровой сети мы установили систему мониторинга и систему дистанционного управления ею в режиме on-lіne. Отслеживаются режимы работы не только всех 664 передатчиков, но и всего вспомогательного оборудования. На всех передающих станциях установлены мультимедийные мониторы, круглосуточно транслирующие сигнал всех 32 телеканалов, которые вещают в данном конкретном регионе. Сменные дежурные Концерна РРТ, как специалисты, независимые от «ЗЕОНБУДа», имеют возможность контролировать наличие и качество трансляции всех программ цифровой сети.

Все показатели работы сети автоматически протоколируются и архивируются Головной станцией. Мы всегда готовы предоставить телекомпаниям доказательную базу в случае возникновения у них сомнений по выставленным нами актам выполненных работ. С учетом вышеперечисленного мы думаем, что у нас достаточно объективных оснований считать: цифровая сеть полностью соответствует проектным расчетам и обеспечивает покрытие 95% по населению. Если же у кого-то есть сомнение и желание провести инструментальное измерение зон покрытий каждого из 664 передатчиков, затратив на это порядка 3—4 млн. долл. и 2 года, то это его право. Но нужно обратить внимание на тот факт, что действующие аналоговые сети не имеют карт покрытия для каждого передатчика, тем более составленных независимыми авторитетными международными компаниями, как этого требуют от «ЗЕОНБУДа». Более того, аналоговые сети не оснащены системами мониторинга и дистанционного управления, здесь не ведется автоматическое протоколирование и архивирование данных о режимах их работы. А ведь правила игры для всех должны быть равными.

— Есть мнение, что в Украине нужно более агрессивно рекламировать переход на цифровое телевидение и ставить население перед фактом: если не перейдете к июню 2015 года, то не будете его иметь вообще. Как вы относитесь к такой позиции?

— Есть два кардинально отличных варианта освещения перехода на цифровое телевидение. Первый — заинтересовать, предложить качественный и конкурентный товар, чтобы телезритель спокойно, осознанно и добровольно выбрал ваше предложение, услугу. Второй — напугать отключением, заставить, принудить, сделать так, чтобы телезрителю не было куда деваться. Мы уверены — это социально безответственно. Поэтому был выбран первый вариант, тем более что у проекта есть отличный конкурентный товар — 32 бесплатных украинских канала. О чем и говорит динамика подключений к сети: 250—300 тыс. новых абонентов ежемесячно. А если будет меньше рейдерских атак и разборок в СМИ, то телезритель будет еще более активен.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1945