Жилищно-коммунальное хозяйство уже много лет является одной из самых проблемных отраслей в нашей стране. Чуть ли не каждые пять лет ее берутся реформировать, назначают новых глав Министерства, однако ничего не меняется: тарифы на обслуживание растут, а многоквартирные дома постепенно приходят в упадок.

В этом году официально заканчивается срок реализации государственной Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014-й годы. Удалось ли как-то улучшить ситуацию в Украине с ее помощью, выяснял ForUm.

По буквам

Основными задачами Программы, которую начали реализовывать еще в 2009-м году были: развитие государственного регулирования деятельности естественных монополий на рынке коммунальных услуг, формирование государственной жилищной политики, создание развитой конкурентной среды на рынке обслуживания жилья, в том числе внедрение комплексной реконструкции устаревшего жилищного фонда с привлечением инвесторов-застройщиков на конкурсной основе. Кроме того, власть бралась за обеспечение безубыточного функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, его техническое переоснащение, сокращение удельных показателей использования энергетических и материальных ресурсов, в частности создание действенного и прозрачного механизма стимулирования использования альтернативных источников энергии и видов топлива. Также программа должна была стимулировать привлечение инвестиций и сотрудничество с международными финансовыми учреждениями и донорскими организациями, а также взаимодействие с общественностью по вопросам формирования жилищной политики и реформирования жилищно-коммунального хозяйства. На все это планировалось потратить 23,4 млрд грн. из государственного бюджета.

Кроме того, Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (Минрегион) обязалось привлечь в отрасль 50-60 млрд грн инвестиций, кредиты и гранты со стороны международных финансовых институтов. 70% финансовой нагрузки должны были лечь на государственный бюджет, а 30% - на местные, однако доли могли меняться в зависимости от характера реализуемых проектов и программ.

Также поэтапно должна была внедряться передача управления многоквартирным жилым фондом собственникам (то есть непосредственно гражданам Украины), а создание Объединений совладельцев многоквартирного дома (ОСМД) к концу 2014-го года предполагалось сделать обязательным.

Еще в Программе значились пункты, которые к началу 2015-го года обеспечили бы украинцев качественной питьевой водой, термосанацией домов, обновленным составом городского электротранспорта, доступным жильем, а также законодательной базой, в которой будут прописаны реальные механизмы передачи жилфонда жилищным объединениям. В целом жилищные стандарты обещали гармонизировать с европейскими, строительные нормы и правила обновить, а тарифы на услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения привести к экономически обоснованному уровню.

Индикаторами успеха должны были стать 95%-ный уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, увеличение до 70% количества ОСМД в домах, уменьшение части старых и аварийных теплосетей с 15,7% до 12%, снижение потребления природного газа на 15% до 2014-го года, снижение потребления остальных ресурсов минимум на 3% и обеспечение 100% учета потребленных услуг.

По цифрам

Не смотря на то, что 2014-й год является последним годом реформы ЖКХ, правительство еще ни разу не отчиталось о ее выполнении. Небольшую справку можно найти только на сайте Минрегиона. В ней значится, что в 2013-м Министерство реализовало 17 из 33 мероприятий по направлению «Реформа жилищно-коммунального хозяйства», что составляет 51% от запланированного и планирует реализовать еще 16 мероприятий в 2014-м году.

Такую скромность легко объяснить. В 2013-м году на нужды отрасли ЖКХ было выделено 6,1 млрд грн. Однако 5,1 млрд грн ушли на выплату субвенции местным бюджетам для компенсации предприятиям отрасли разницы в тарифах. Еще 1,5 млн грн Минрегион направил на мероприятия по захоронению жертв войны и политических репрессий, 5,8 млн грн на предотвращение техногенных катастроф и аварий в г.Славутич. Все это не является пунктами Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, на реформу в прошлом году осталось около 900 млн грн. Большая часть была направлена на модернизацию системы водоснабжения в рамках проекта Всемирного Банка «Развитие городской инфраструктуры» в Николаеве (194,3 млн грн ), финансирование мероприятий по координации и реализации этого проекта (1,3 млн грн), выплату субвенций на капитальный ремонт систем централизованного водоснабжения и водоотведения (232,2 млн грн). При этом местные власти Николаева все равно недополучили почти 300 млн грн на модернизацию и 1,1 млн грн на финансирование мероприятий по координации.

Кстати, цифры не блистали и в предыдущие годы. К примеру, в 2011-м году Счетная палата провела собственный аудит использования бюджетных средств, выделенных на реализацию задач реформы и выявила нарушения требований законодательства при финансировании проектов программы в 2009-2010 годах и первом полугодии 2011 года на сумму 138,1 млн грн, а также факты неэффективного использования средств в размере 14,1 млн грн.

В 2012-м году на развитие ЖКХ выделили 5 млрд грн, однако Минрегиону из них досталось только 2 млрд.

Должно и есть

Согласно данным Минрегиона, по состоянию на начало декабря 2013 года в Украине создано 16,847 тыс. объединений совладельцев многоквартирных домов, что составляет 21,1% общего количества многоэтажных домов страны. Однако согласно реформе к концу 2013-го года этот показатель должен был составить 32,95 тыс., а передать под управление ОСМД предполагалось 51% общей площади многоквартирного жилфонда с 0,4%-ной долей аварийных и ветхих домов. На деле же более половины домов украинцев нуждаются в капитальном ремонте. Об обязательности создания жильцами ОСМД речь еще вообще не идет.

Также по данным Минрегиона и национальных отраслевых регуляторов, сегодня окупаемость затрат предприятий отрасли варьируется в диапазоне 60-75%. Но Программой реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства было предусмотрено, что в 2013 году водо- и теплоснабжающие предприятия выйдут на 100-процентный уровень окупаемости затрат на производство и предоставление услуг потребителю. Также предполагалось, что они выйдут на безубыточную рентабельность в 5-7%, в то время как на деле убыток предприятий отрасли уже давно превысил 4 млрд грн.

Кроме того, в Украине до сих пор не приняты закон регулирующий деятельность ОСМД (должен был появиться в 2010-м году) и продолжает работать механизм перекрестного субсидирования, который с помощью реформы предполагалось ликвидировать.

Общегосударственная программа «Питьевая вода Украины» так до сих пор и не была профинансирована. А в октябре прошлого года парламентарии не приняли во втором чтении проект Закона №0856 «Об энергетической эффективности жилых и общественных зданий», который должен был сделать обязательными паспорта энергетической эффективности здания при строительстве новых домов, а также их капитальном ремонте, реконструкции, отчуждении или передаче аренду.

Алексей Кучеренко, занимавший должность Министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины с 2007-го по 2010-й годы объясняет, что без этого закона вряд ли можно ожидать поступления инвестиций на термомодернизацию и капитальные ремонты домов. Кроме того, по его словам, в 2014-м году уже должен был функционировать 100%-ный учет потребления воды и тепловой энергии, чего не произошло. Новые концессионеры в Украину не приходили, скорее наоборот. Одним из самых ярких примеров расторжения концессионного договора между компанией и местной властью эксперт называет случай с ООО «Лугансквода».

«Никакого публично-приватного партнерства по сути не получилось, так как для этого не были созданы соответствующие условия», - уверен Кучеренко.

В то же время, экс-министр отметил успехи реформирования жилищно-коммунального хозяйства во Львовской и Ивано-Франковской областях. Также Кучеренко считает, что к реформе неплохо подготовилась Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики.

«По отношению к тарифам все прозрачно и продумано. Я бы поставил им оценку 4 с минусом», - отметил Кучеренко.

Причины и перспективы

В целом неудачу реформы признают почти все эксперты. Однако причины называют разные.

Так, к примеру, экс-заместитель Киевской городской государственной администрации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и нынешний глава Печерской райгосадминистрации Киева Александр Мазурчак, который принимал участие в разработке реформы, уверен, что ее тормозит нежелание украинцев создавать ОСМД и отсутствие средств в бюджете на капитальные ремонты домов.

«Реформа идет так медленно из-за того, что люди не хотят брать на себя ответственность за собственное жилье. Они хотят, чтобы этим занималась городская власть. А самая большая загвоздка в том, что государство взяло на себя обязательство проведения первого капитального ремонта. Но бюджетные средства не дают возможности выполнить это обязательство. 25 лет прошло - нужно заменить лифт. Люди не сбросятся на его ремонт. Также они не смогут заменить кровлю, поменять сети. В этом самая большая проблема», - рассказал он ForUm’y.

Алексей Кучеренко основной причиной неудачи реформы считает частую смену руководства и постоянные кадровые ротации – с 2009-го года в Минрегионе сменилось уже шесть Министров и множество сотрудников.

Разное видение у экспертов и по поводу того, какой реформа должна быть на самом деле.

К примеру, председатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам гуманитарной политики Алла Шлапак считает, что в первую очередь необходимо побороть мощное лобби, которое защищает монопольных поставщиков коммунальных услуг. В первую очередь, это конечно же касается Киева, где у предприятий-монополистов просто нет конкурентов, а у жителей выбора, у кого покупать воду или электричество.

«Это несправедливо. Если мы платим шестнадцать гривен за кубометр горячей воды, то мы понимаем, что эта вода должна быть горячей, а не теплой или вообще холодной. Чтобы добиться этого, нужно преодолеть мощное лобби, которое защищает монопольных поставщиков коммунальных услуг. Необходимо как можно скорее вносить изменения в законодательство, чтобы киевляне платили только за качественные услуги, а поставщики этих услуг несли строгую ответственность за их качество», - уверена она.

Кроме того, по словам Шлапак, нужно добиться установления для всех нуждающихся в поддержке адресной денежной компенсации стоимости тарифов ЖКХ.С ней солидарен и Алексей Кучеренко:

«Реформу жилищно-коммунального хозяйства нельзя рассматривать отдельно от реформы местного самоуправления. В первую очередь, необходимо оценить возможности политики децентрализации. А они зависят от местных бюджетов и того, что в карманах у населения. Необходимо отталкиваться не от желаний коммунальщиков и энергетиков, а от реальной платежеспособности населения. Люди не смогут заплатить больше чем смогут. Надо четко понимать финансовое состояние домохозяйств, четко разделять плательщиков, понимать кому какая субсидиарную помощь положена, и уже исходя из этого планировать процесс», - уверен экс-министр.

Кроме того, Кучеренко ставит акцент на необходимости обеспечения так называемой «стадии перехода» в стране.

«Мысль о том, что во всех домах будут созданы ОСМД - утопична. Должны быть разнообразные формы собственности многоквартирных домов: частные, общей собственности, муниципальные, государственные служебные дома и так далее. Я убежден, что ОСМД, в первую очередь, людям стоит создавать в новых домах. А вот в старых нужно быть очень осторожными. Государство должно выполнить свое обязательство по капитальному ремонту перед людьми, а не требовать у них взять дом на баланс и умыть руки. ЖЭКи - это очень странная штука. С одной стороны, мы все понимаем, что они должны уйти в прошлое, но с другой стороны это очень нескоро произойдет, так как их элементарно некем заменить. Поэтому необходимо разработать государственную программу модернизации старого жилого фонда. И формализовать стадию перехода, которая будет у нас еще долго, как минимум 15-20 лет», - уверен экс-министр.

На несостоявшейся реформе жилищно-коммунального хозяйства страны остается только поучится и всерьез заняться другими вещами: например разработать реформу модернизации самого жилого фонда, в которой будет место для конкретных программ по усовершенствованию теплоэнергетики, водоканализационного хозяйства, утилизации бытовых отходов.

В противном случае, бороться с «советским наследием» в виде разрушенных домов украинцам придется еще не один десяток лет.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4646