86-я церемония «Оскара» прошла как по нотам, избежав минимальных неожиданностей, которые туманно брезжили в раскладе этого года. Лучшим фильмом года была признана драма Стива Маккуина «12 лет рабства», которую немедленно после церемонии было решено включить в обязательную школьную программу.

Антирасистский смысл принятого киноакадемиками решения подчеркивается тем, что Стив Маккуин — первый афроамериканец, чей фильм победил в основной номинации (кроме того, «12 лет рабства» были отмечены за адаптированный сценарий Джона Ридли и лучшую женскую роль второго плана, сыгранную Люпитой Нионго). Уроженец Мексики Альфонсо Куарон, правда, тоже не просто так вышел на сцену, а стал первым латиноамериканцем, пробившимся в категорию «Лучший режиссер», а «Гравитация» выиграла количественно с семью «Оскарами», большинство из которых отражали визуальные и технические достоинства картины.

На этом фоне унизительно выглядит поражение «Аферы по-американски» Дэвида О. Расселла, которая включилась в оскаровскую гонку с теми же рекордными десятью номинациями, что и «Гравитация», но в итоге не получила ничего, и даже ни одна из четырех актерских номинаций не выстрелила. Тут зато с железобетонной предсказуемостью сработал «Далласский клуб покупателей» Жан-Марка Валле, благодаря которому оскароносцами стали и исполнитель главной роли Мэттью Макконахи, и его второстепенный (по оскаровской разблюдовке, но не по сути) партнер Джаред Лето. Во многом благодаря его искусному перевоплощению в женственного трансвестита «Далласский клуб» заслужил третий свой «Оскар» — за работу гримера.

Если пустоватую, хоть и блестящую, как платья оскаровских лауреаток, «Аферу» не очень жалко обидеть, то вот отсутствие хотя бы одного приза у «Небраски» Александра Пейна, выдвигавшейся в шести категориях, несколько огорчает. Не будем давить на жалость к актерам-ветеранам (Брюсу Дерну и Джун Скуибб), для которых каждый шанс может оказаться последним, заметим лишь, что сценарий Боба Нельсона был гораздо остроумнее и мудрее, чем победившая в драматургической номинации инфантильная «Она» Спайка Джонза, выехавшая в основном за счет актуальной темы виртуальной любви (см. материал на этой же странице). Таким образом киноакадемия, состоящая преимущественно из пожилых людей, часто делающих осторожный стариковский выбор, вдруг решила показать, что и она не чужда новейших молодежных веяний и тоже кое-что слышала об одиночестве в сети.

В этом году одним из поводов для легких послеоскаровских стенаний о «несправедливости» (чаще всего такой же кажущейся и иллюзорной, как и «справедливость») стало отсутствие каких-либо наград у картины Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» и в особенности у исполнителя главной роли Леонардо Ди Каприо. Однако и участники, и зрители церемонии, хоть и стонут иногда в недоумении, в общем-то, давно прекрасно понимают, куда они пришли — в собрание людей пугливых и озабоченных тем, что о них подумают (как прозорливо пошутила ведущая церемонии Эллен Де Дженерис: «Либо выиграет «12 лет рабства», либо вы все — расисты»). Так что умирающий от СПИДа фармацевтический контрабандист всегда будет выглядеть в глазах киноакадемиков более выигрышно, чем беспринципная финансовая акула, пусть даже и очень обаятельная, а историческая драма с воспитательным смыслом на болезненную для Америки тему, конечно, всегда будет обгонять красивую научно-фантастическую притчу о том, что в космосе холодно, пусто и нет никакого Бога.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2619