Уже около месяца в Украине продолжаются акции протеста, но выход из кризисной ситуации так и не найден, и люди не собираются покидать столицу. К тому же, говорят, в эти выходные в Киев дополнительно приедет огромное количество народу поддержать как Майдан, так и акцию в поддержку власти. Что ждет Украину дальше, разбирался ForUm.

Переговоры и переговорщики

Скоро должно что-то произойти… Уверенности в этом добавляют последние заявления, причем как в самой Украине, так и извне. Например, интригует сказанное Верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон. В среду, 11 декабря, после встречи в Киеве с Президентом Украины Виктором Януковичем она заявила журналистам: «Из того, что я услышала от господина Президента, должно быть что-то сделано. Он много говорил о том, как постоянно хотел видеть сильные связи с Европейским Союзом, тесные отношения».

К тому же и Виктор Янукович заявил о готовности лично участвовать в общенациональном диалоге за круглым столом при участии представителей всех политических сил, священников и представителей общественности. Подчеркнув при этом, что «единственно возможный путь – это путь примирения и согласия».

Планировалось, что пути выхода будут найдены на заседании общенационального круглого стола по обсуждению предложений общественности о возобновлении в Украине политической стабильности, общественного мира и спокойствия. Собраться и поговорить должны были представители и власти, и оппозиции, и гражданские активисты.

Помочь в поисках компромисса выразил готовность «совет старейшин», а именно: бывшие президенты Украины Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко. Сомнительно, что авторитета бывших президентов достаточно для решения столь серьезной проблемы. Но все же собраться всем в одном помещении, да еще и под камеры, – это уже подвижка.

Заседание пытались провести дважды, но увы. Ни один из лидеров оппозиции не пришел. Аргументы: сначала не было приглашения, а потом внутренние войска зачистили от баррикад правительственный квартал. Придут ли они на переговоры? Говорят, мол, должны решить люди. Так, Арсений Яценюк заявил, что ждет мандата на переговоры от собравшихся на Майдане. Его поддержал Олег Тягнибок, но добавил, что прежде необходимо выгнать из украинской столицы все спецподразделения «Беркут». А Виталий Кличко продолжает требовать перевыборов президента и парламента.

Раскол страны неизбежен?

Пока сильные мира сего пытаются договориться, некоторые эксперты предупреждают: не договоритесь – есть риск раскола общества, и как следствие – вражда, сепаратизм, столкновения, кровопролитие. Политолог Игорь Попов пояснил ForUm’у, что если не пойти на мирное урегулирование кризиса, на поиск компромисса за круглым столом, в ходе которого каждая из сторон чем-то пожертвует, страна окажется в опасной ситуации.

«Любой другой выход – это фактически дестабилизация вплоть до раскола Украины. И есть силы и интересы разыгрывать этот вариант. Вечно люди на Майдане стоять не могут. И нужно либо показывать определенные достижения и сделать хотя бы паузу в протестах, либо – эскалация, при которой людей призывают что-то штурмовать, или разгоняют силой, или третья сторона устраивает провокации. В других странах уже было так: взрывы, снайперы, обвинения друг друга в этом», – подчеркнул он.

Власти успокаивают, в один голос заявляя: решение всех проблемных вопросов исключительно мирным путем. Так, в комментарии ForUm’у руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации Администрации Президента Марина Ставнийчук отметила, что сегодня все должно быть сделано для того, чтобы хотя бы создать условия для диалога, и это главное.

«Мы, украинцы, сделаем все, чтобы в Украине даже разговоров о балканском сценарии не было. Мы очень мудрая нация, кому-то нравится, кому-то не нравится, но гражданское общество уже само по себе активный субъект формирования власти в Украине, поэтому сегодня от многих людей и политических партий, которые представлены в парламенте и вне его, от общественных объединений, авторитетов нации, Президента, парламента требуется сделать все, чтобы даже не допустить разговоров о каких-либо балканских событиях. Это – наша страна, это – наши дети, это – наши люди, и нет разницы, твоего ребенка били или нет, ответственность должна быть», – подчеркнула она.

В ожидании атаки

А на самом Майдане люди живут уже размеренной жизнью: укрепляют баррикады, восстанавливают палатки, убирают территорию, каждый час поют гимн и готовятся отбивать атаки «Беркута», уже освободившего правительственный квартал. Люди ждут и надеются на лучшее. И для каждого «улучшение» заключается в совершенно простых вещах: уверенности в завтрашнем дне, благополучии, чувстве защищенности. (И этого хотят как на Майдане, так и в Мариинском парке. Пусть даже они из разных регионов, под разными флагами и с разными политическими симпатиями).

Но уйдут ли люди сами, или их все же разгонят силой? Как пояснил ForUm’у эксперт-полиционист Олег Мартыненко, «зачистить» Майдан, оттеснить митингующих, убрать все палатки для представителей спецподразделений МВД не составляет никакого труда – нужен лишь приказ.

«Они могли сделать это уже не раз. Все ведь видели, как внутренние войска спокойно, щитами оттеснили митингующих из правительственного квартала. Точно так же можно сделать и на Майдане. Вывести как минимум один батальон из метро, перекрыв его, или сделать это ночью. Окружить по периметру. Расчленить толпу, как их обучают на тактико-специальной подготовке. Сегментировать и оттеснить с площади. Коммунальщикам останется лишь убрать баррикады. А уж потом митингующих можно снова пускать на голое место, пусть наслаждаются мирным протестом. Возможен и такой сценарий. А для радикального сценария нужны специально обученные провокаторы», – пояснил он.

В свою очередь Михаил Корниенко, генерал-полковник милиции, исполнявший в 2007 году обязанности министра внутренних дел Украины, сказал ForUm’у, что сегодня правоохранители сами попали в весьма сложную ситуацию.

«Как будут развиваться события, мне сказать сложно. Я не политик и уже не в МВД. Я не могу быть оракулом, и даже не претендую на это. Но если по классике, то правоохранители должны сейчас спокойно наблюдать за ситуацией, чтобы не произошло эскалации. Однако на данный момент их настолько деморализовали, что они, бедные, не знают что делать. Им сейчас нужна поддержка. И я не завидую милиционерам, бойцам внутренних войск. Да, действия 30 числа должны получить оценку следствия: что произошло и кто виноват. Большинство из них выполняли и выполняют свои задачи по охране правопорядка, обеспечению общественной безопасности законными методами», – подчеркнул он.

Как зарыть топор войны?

Социолог Евгений Копатько убежден, что все не только можно, а и нужно решать без участия силовиков, но для этого следует уйти от ультиматумов и начать слышать друг друга.

«Мы подошли к той опасной черте, когда одно неверное движение, применение силы с одной или с другой стороны может привести к очень серьезным для страны последствиям. Майдан – сигнал власти и оппозиции, что нужно договариваться любой ценой. Лучше плохой мир, чем хорошая война. Также нам нужно убрать существующий информационный перекос в пользу одной позиции, услышать и другую часть Украины. Тогда возникнет диалог», – сказал он ForUm’у.

А вот социальный психолог Олег Покальчук объяснил ForUm’у, что развязка может наступить по трем отдельным алгоритмам.

Первый – силовой вариант. «Его изъян в том, что он должен быть масштабным. А силовики – не роботы, а живые люди, и наличие совести у них никто не отменял. В массе своей это обычные солдаты с небольшим вкраплением негодяев. Это крайний вариант. Это может быть не подавление, а выдавливание через некий коридор для отхода без кровопролития», – сказал он. Покальчук не исключает, что в случае силового сценария могут быть провокации, например, убийство кого-то из лидеров митингующих или представителя власти. Также он говорит, что не исключен здесь и экстремизм.

Второй вариант – отставка Президента и Кабмина, но он, по определению Покальчука, фантастический.

Третий, и самый вероятный, считает социальные психолог, это круглый стол: «Это, вероятно, длительный процесс, когда все участники – власть, оппозиция, представители общественности и ЕС – начнут говорить. Он вялый, но очень полезный для общества, ведь как бы вся эта история ни закончилась, уже сделан огромный шаг вперед. Сейчас главное – разделить политические и партийные процессы, правильно понять систему координат и систему, в которой мы находимся, свое место в мире. Оно не то, которое придумано нами с помощью фольклора и истории, а реальное. Европейцы и американцы своей реакцией признали, что раньше не воспринимали Украину и не понимали, что тут происходит. Этим нужно воспользоваться, понять свое место. Важно, чтобы общество взяло на себя не только полномочия в переговорах, но и поняло, что строительство новой Украины происходит здесь и сейчас. И знаете, сейчас происходит то, над чем я раньше саркастически подсмеивался, – по кирпичику выстраивается гражданское общество».

Конец противостояния

Снять баррикады хотят все (пусть и не каждый признается в этом). Есть четкое понимание, что вечно так быть не может, надо что-то делать. Силовой вариант, исходя из заявлений абсолютно всех сторон, никому не нужен, ведь это верный проигрыш. Снять противостояние могут переговорщики, причем не просто хорошие ораторы, а истинные стратеги и государственники.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

34753