Итак, Вильнюсский саммит стал историей. Одни возлагали на него большие надежды, другие – смотрели с тревогой, как на качественный рубеж. Но, как это часто бывает, действительность оказалась несколько другой, чем ожидания – не хуже, не лучше, просто иной. Нет бравурных реляций, нет горьких слез, а есть реальность и вызванные ею шаги. Есть реальные проблемы реальной Украины, которые должны решаться сегодня, сейчас, независимо даже от стратегического курса на Европу.

Все больше экспертов сходится в том, что именно из этого исходил Киев, когда принимал решения насчет Евросоюза и в последнее время, и непосредственно в Вильнюсе. Переговоры Президента Виктора Януковича с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу и главой Евросовета Херманом ван Ромпеем длились до позднего вечера, а могли бы и до утра, как сказала накануне лидер Литвы Даля Грибаускайте. Это говорит и о сложности вопроса, и о том, что ситуация вынуждает отечественную власть твердо отстаивать национальные интересы, сказал ForUm`у в литовской столице экономист Руслан Павленко. Интересы каждого гражданина, и далеко не в последнюю очередь интересы тех, кто уже много дней выходит на «евромайданы» и выражает свою активную позицию.

Мысль о том, что украинское руководство действует исходя из объективных условий, в Вильнюсе подтвердил и Баррозу, подчеркнув, что в последние месяцы Украина испытывала огромное давление России. По его словам, «Восточное партнерство» задумано как взаимовыгодное дело, где выигрывают и участники, и соседи. «ЕС готов прояснить Москве взаимную выгоду роста торговли и различного сотрудничества с нашими соседями при полном соблюдении суверенитета и независимости наших восточных партнеров и при двусторонней природе соглашений об ассоциации», – заверил еврочиновник.

А глава Евросовета ван Ромпей под конец вильнюсской программы пообещал на ближайшем саммите «РФ-ЕС» непременно поднять вопрос взаимоотношений с Киевом и соглашения об ассоциации с ним. И уточнил, что такого рода соглашения будут положительно сказываться на России, т.к. положительно повлияют и на ее экономику. В то же время Брюссель «будет продолжать настаивать, что любые действия Москвы, направленные на влияние на наших восточных партнеров, недопустимы». Это подтвердила и канцлер Германии Ангела Меркель.

Не забывать об экономике

И до Европы, кажется, наконец дошло, что «ценности» и «демократия» – это хорошо, но есть и реальная отечественная экономика с ее реальными проблемами. В этом плане показательным стало высказывание главы Института переходных демократий Брюса Джексона: «Мы говорили о политических ценностях, а Кремль – об экономике. И это ошибка, которую совершили американцы и европейцы. Мы говорили абстрактно, россияне – конкретно. Мы ошиблись. И большой ошибкой при этом был акцент на экс-премьере Юлии Тимошенко, которая у Запада вызывает больше симпатий, чем у самих украинцев».

Что ж, лучше поздно, чем никогда. И уже хорошо заметно, что Европа готова сделать более конкретные экономические предложения – это звучало и накануне Вильнюса, об этом говорили на саммите и в его кулуарах, и, вероятно, эти переговоры получат свое развитие в ближайшее время.

Мы же, со своей стороны, не меняем европейского курса. Это признают и сами европейцы: так, первый глава Сейма независимой Литвы, член Европарламента Витаутас Ландсбергис на саммите выразил убеждение, что европауза не заставит Украину вступить ни в какой Таможенный союз. И акцентировал: для Киева очень важно поведение других стран «Восточного партнерства», прежде всего Грузии и Молдовы, которые в Вильнюсе парафировали свои соглашения об ассоциативном членстве с Евросоюзом. По словам политика, «каким бы ни было сейчас решение украинцев – если другие постсоветские страны активно идут в Европу, это очень поможет нашим украинским друзьям». Ландсбергис остается европейским политическим «классиком», и к его мнению стоит прислушаться.

В общем, евроинтеграция продолжается. Не зря лейтмотивом заявлений брюссельских чиновников на саммите было то, что «двери остаются открытыми». Так, Меркель сказала об открытых дверях и о том, что ЕС и дальше будет поставлять украинцам природный газ, и «от самого Киева зависит, когда он будет готов предпринять новый шаг вперед». А еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле, хоть и не скрывал разочарования неподписанием Ассоциации с Украиной, тем не менее, тоже присоединился к «открыто-дверной» позиции со словами «наши обязательства модернизировать Украину непоколебимы, невзирая на какие-либо эмоции».

Продолжение пути

По этому поводу хочется вспомнить вильнюсские слова первого вице-премьера Сергея Арбузова, которые на общем «евроажиотажном» фоне оказались недостаточно замеченными. А зря, ведь первый замглавы Кабмина доступным языком лишний раз озвучил принципиальные вещи – что наша страна приложила максимум усилий в движении к Ассоциации, и что только особые обстоятельства подтолкнули ее к европаузе. «Мы много сделали, чтобы быть здесь, в Вильнюсе. Страна осознавала, что евроинтеграционный процесс и связанные с ним трансформации не будут легкими. Проделана масса работы, и мы однозначно будем бороться за наше право, за решение о движении в Европу, которое мы приняли. Никакого разворота в нашей политике нет, Украине нужен европейский курс», – подчеркнул Арбузов.

А уже по приезде домой добавил: Ассоциация будет подписана после отработки обоюдовыгодной дорожной карты, и говорить об этом в пессимистических тонах не стоит. «У меня и сейчас оптимистичное настроение. Почему – потому что есть договоренности о дорожной карте. Мы знаем интеграционные риски, у нас есть расчеты, и все это мы довели до сведения Европы. Однозначно, Соглашению – быть», – поделился информацией первый вице-премьер.

…Вечером после саммита, и потом на выходных, на старинных улочках литовской столицы можно было повсеместно слышать украинскую речь. Она звучала на тротуарах и в транспорте, в музеях и кафе, из уст женщин и мужчин, на разный манер. Украина пришла в Европу… Украина уже здесь, даже если кто-то этого не замечает (или делает вид). Даже если кому-то выгодно говорить, что временная европауза – это конец света, драма и т.п.

Это не так. Наш европейский путь продолжается, и «жизнь после Вильнюса» есть и будет. За декабрем придет январь, затем весна, и наступит день, когда мы подпишем Ассоциацию, как и обещали в итоговой декларации Вильнюсского саммита – в которой Киев и Брюссель публично обязались подписать соответствующее соглашение. А перед тем еще действительно предстоит немало работы.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4638