Настойчивые рекомендации Международного валютного фонда по повышению гибкости обменного курса гривни вызвали некую обеспокоенность у Национального банка Украины. Регулятор считает, что данное условие противоречит самой сути его обязанностей. На этом фоне усилилось давление на гривню на валютном рынке. Эксперты в интервью информационно-аналитическому порталу Inpress.ua объяснили, что сейчас нет необходимости изменять курс, а временное укрепление доллара вызвано спекулятивными действиями некоторых игроков.

Как отметил президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, под повышением гибкости курса не стоит понимать обвал курса в целом. На его взгляд, рекомендации МВФ можно учесть в будущем.

«Сейчас необходимости изменять курс не существует. Что касается будущего, если например, МВФ скажет, что колебания надо увеличить, к примеру, значительно больше, чтобы было не 2,5, а 5 процентов – то это возможно. Но пока на сегодня норма составляет 2,5 – и это поддерживается. Что касается гибкого курса. Надо не путать два понятия: гибкий курс – это не обвал курса. Гибкий курс предполагает, что в течение дня курс может поменяться на 1-2-3 копейки – вот это гибкий курс. Это не значит, что доллар должен взлетать – 9, 10, 8 – нет. Гибкий – имеются в виду медленные изменения, причем под влиянием различных факторов. Чтобы было понятно: когда МВФ рекомендует гибкий курс, он подразумевает, что при этом необходимо изъять с территории Украины всю наличную валюту, он подразумевает, что необходимо внедрять мероприятия экономического характера, причем начинать с агитации, которая будет направлена на то, что население будет менять наличную валюту на гривню», – рассказал наш собеседник.

Также Охрименко прокомментировал рост давления на гривню в последнее время, объяснив это появлением аппетита у спекулянтов.

«Это чисто валютные спекуляции. Вот вчера Нацбанк сообщил, что погасили последний транш МВФ. Естественно, что в результате этого скупали валюту на рынке. А дальше уже можем писать по-разному. Отдельные банки, видя эту ситуацию, заведомо подняли курс. Можно их назвать спекулянтами. Но они понимали, что курс вырастет, они видели, что валюту скупают, и они захотели на этом заработать. Хотите, называйте это алчностью, как угодно. Но они на этом заработали. Сегодня на Межбанке уже наоборот курс снижается. Это еще раз говорит о том, что желание заработать на валютных спекуляциях есть и у банков, и у частных лиц, и у различных других структур, и оно будет и в дальнейшем. Эти валютные спекулянты будут стараться в каждый момент, как только будет возможность что-то заработать, что-то прихватить, – они будут это делать постоянно».

Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило выразил солидарность с позицией Нацбанка.

«Фактически, у нас нет фиксированного курса, наш курс гибкий. Национальный банк устанавливает официальный обменный курс, сейчас это 7,99 по доллару. И имеется определенный коридор, в рамках которого могут плавать обменные курсы коммерческих банков. И это плавание происходит под воздействием факторов спроса и предложения на валюту. Вместе с тем, Нацбанк осуществляет меры по погашению нежелательных колебаний, и прежде всего, спекулятивных воздействий на динамику курса через регуляторные инструменты. Интервенции очень мало используются Национальным банком, с начала года где-то чуть больше 1 млрд долл. они потратили на стабильность курса, это крайне мало на фоне предыдущего года. Поэтому, в общем-то, де-факто гибкость есть. И чего конкретно хотят эксперты Международного валютного фонда – они хотят, чтобы эта гибкость распространилась и на официальный обменный курс. В этой ситуации, я так понимаю, Нацбанк будет обеспокоен, потому что как только курс перейдет рубеж 7,99, возможны действительно дополнительные риски, связанные с тем, что доверие к валюте снизится. На сегодня курс не является искусственно поддерживаемым. Если отсечь спекулятивные воздействия, которые отсекает Национальный банк, то, в принципе, он отражает динамику спроса и предложения на валютном рынке», – отметил наш собеседник.

Также эксперт нашел свои причины усилившегося давления на гривню.

«Можно предложить несколько версий. Во-первых, конечно, здесь есть психологический фактор. Все-таки начали говорить: вот миссия МВФ, проблемы с Россией – последовало некоторое снижение доверия к гривне. А во-вторых, здесь может сработать то, что в октябре у нас была зафиксирована активизация импорта. На Госстате нет еще самой структуры, но я думаю, что там будет некоторое оживление спроса на импорт широкого набора товаров. Это тоже должно было быть фактором повышения курса. Еще возможен вариант временного локального эффекта, связанный с тем, что банкам нужна была валюта, например, для расчета с внешними долгами, может быть, для чего-то еще. Там, по-моему, потом Ощадбанк вышел на рынок с определенной долларовой массой и немножко сбросил «напряженку», – подытожил Жалило.

Напомним, Национальный банк удовлетворен результатами действия нормы об обязательной продаже 50% валютной выручки экспортерами. Это позволило насытить межбанковский рынок валютой, стабилизировать его, а также сформировать чистое предложение валюты вместо наблюдавшегося чистого спроса в минувшем году.

Отметим, что Национальный банк Украины не рассматривал и не планирует рассматривать вопросы конвертации валютных вкладов в гривню. «Журналисты будоражат население какими-то слухами. Я уполномочен заявить от имени руководства Нацбанка, что Национальный банк не рассматривал, не рассматривает и не планирует рассматривать вопросы конвертации валютных вкладов в гривню», – сообщил член правления Нацбанка Александр Дубихвост.

Как отметил Дубихвост, Национальный банк принимает меры по снижению доли валютных вкладов. В частности, через нормы обязательного резервирования, позицию в отношении закона о фонде гарантирования, предусматривающего диверсификацию взносов в фонд в зависимости от валюты. По его словам, эти усилия не прошли даром, и в качестве подтверждения Дубихвост привел официальную статистику, согласно которой чистый спрос населения на валюту за 10 месяцев текущего года снизился до 1,157 млрд долл. (в эквиваленте) с 8,454 млрд долл. за аналогичный период прошлого года.

Заметим, что этой осенью давление наличного рынка на межбанковский рынок практически отсутствует. Такое мнение высказал начальник аналитического отдела «Альфа-Банка» Алексей Блинов.

Кроме того, по его словам, колебания курса гривни, которые наблюдались в начале октября, смешные по сравнению с тем, что происходило на валютном рынке год назад. «По нашему базовому прогнозу, существенных изменений курса к концу года не ожидается. Более того, Украина имеет все шансы закончить год с курсом несколько меньшим, чем сейчас, например, 8,15 гривни за доллар», – сказал он.

Отметим, что доверие украинцев к доллару упало в три раза. Чистая покупка (превышение спроса над предложением) наличной валюты населением в октябре 2013 года составила 216 млн долл., что в три раза меньше показателя за предыдущий месяц в 678,7 млн долл., сообщается на сайте Национального банка Украины.

По информации НБУ, покупка наличной валюты населением превышает ее продажу третий месяц подряд – в августе-октябре, после обратной тенденции в апреле-июле текущего года.

Inpress.ua

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

796