После недавних бурных «бирюлевских» событий в России тема трудовой миграции снова стала актуальной во многих странах. Для Украины в этом глобальном процессе отведены сразу две роли: в большей степени – страны-поставщика, в меньшей – страны-хозяйки. Еще с момента провозглашения независимости граждане молодого постсоветского государства стали выезжать за его пределы. Примерно с того же времени наша страна принимает не иссякающий поток иммигрантов. За все эти годы успели сложиться, изжить себя и возникнуть заново мифы и стереотипы об украинских заробитчанах и их зарубежных «коллегах». И только недавно был презентован более-менее полный «Миграционный профиль Украины», отражающий наиболее характерные черты нынешней ситуации. В том, что на сегодняшний день представляет собой миграционная ситуация в Украине и какие перспективы она открывает, разбирался ForUm.

Что мы можем предложить?

Начнем с того, что детально отслеживать потоки украинских трудовых мигрантов, в особенности нелегальных, не получается – работоспособной системы пока не придумали. Потому составители «Миграционного профиля Украины», среди которых Международная организация по миграции, оперируют лишь примерными данными, которые, к сожалению, нельзя считать неким абсолютом, но можно использовать для анализа. Кроме того, самые свежие цифры собраны в период с 2010-го по 2012 годы в ходе глобального исследования. Например, по данным Государственной службы занятости, в прошлом году официально, по контрактам, за пределами нашей страны работали 86,7 тыс. человек. А вот исследование Государственной службы статистики показало, что с 1 января 2010 года по 17 июня 2012-го хотя бы раз работали или искали работу за границей 1,2 миллиона украинцев. Что составляет, между прочим, 4,1% населения в возрасте от 15 до 70 лет. То есть истина где-то посередине, но докопаться до нее сложно.

«На сегодня мы оперируем цифрой в 1 миллион 200 тысяч человек. Это украинцы, которых мы считаем внешними трудовыми мигрантами. Основная страна их выезда и работы – Российская Федерация. Также мы обращаем внимание на то, что Евросоюз принимает наших граждан. Здесь на первом месте в 2012 году была Польша, потом Италия, Греция, Испания. Очень много людей выезжает на сезонные работы, например, на сбор урожая в Венгрию», – рассказал ForUm`y первый заместитель главы Государственной миграционной службы Украины Виктор Шейбут.

В частности, своеобразный рейтинг популярности среди украинских мигрантов возглавила Россия, куда отправилось 43,2% заробитчан. На второе место попала Польша (14,3% мигрантов), на третье – Италия (13,2%). Вместе с тем Чехия приняла 12,9% желающих трудиться за рубежом граждан Украины, Испания – 4,5%, Германия – 2,4%, Венгрия – 1,9%, Португалия и Белоруссия – по 1,8%.

Если максимально усреднить образ подавшегося на заработки украинца, то получим мужчину 25-49 лет или женщину старше 30 лет. Также, вопреки расхожему мнению о том, что за границу массово уезжают квалифицированные специалисты, статистика говорит, что 64,9% заробитчан, независимо от пола, имеют оконченное среднее образование, дипломом о полном высшем владеют лишь 15,4%. Чаще всего «на чужбине» украинские мужчины работают на строительстве, в домашних хозяйствах, сельском хозяйстве и торговле. Впрочем, сфера занятости сильно зависит от пола и страны пребывания. Если в Белоруссии и России наших граждан охотнее всего принимают на стройках и, как ни странно, на нефтедобывающих предприятиях, в Польше – на полях и огородах, в Венгрии – в отелях и ресторанах, то в Германии украинцы были широко представлены в сфере инженерии, геологии и геодезии. Женщинам чаще всего достается работа по дому (в Италии, Испании, Германии, Португалии), торговля (в России), работа в отелях (в Чехии и Португалии), а также работа в промышленности (в Испании). Циники и «тролли» скажут, что украинки за границей, мягко выражаясь, трудятся отнюдь не домработницами. Но достоверными данными для опровержения или подтверждения распространенного стереотипа об их «тяге» к древнейшей профессии, ни составители профиля, ни общественные организации не располагают.

Опять-таки в среднем за пределами Родины наши граждане проводят 1-3 месяца. А вопреки еще одному стереотипу, 48,5% мигрантов уезжают на заработки только на небольшой срок. Полноценными эмигрантами становятся всего лишь немногим более 14% .

Кому у нас хорошо?

С подсчетом зарубежных трудовых мигрантов дело обстоит, наверное, еще сложнее, чем с учетом украинцев. По усредненным данным, в 2012-м в Украине насчитывалось 211 тысяч иностранцев, преимущественно русских. Но эта цифра незначительна и на сегодня законодательные каналы иммиграции достаточно узки. Именно трудовыми мигрантами по итогам 2012 года считались 7469 человек, получивших разрешение на трудоустройство в Украине. Но это, как правило, руководители компаний, высококвалифицированные специалисты и иже с ними, которые не попадают под классическое определение слова «заробитчанин». Впрочем, есть еще нелегалы, судить о численности которых можно лишь косвенно, по количеству тех, кого «отловили» пограничники. Так что к общему знаменателю составители профиля пока не пришли. На основе столь разрозненных цифр можно лишь констатировать, что катастрофического наплыва мигрантов, на который сетуют французы, британцы или россияне, в Украине не наблюдается. Хотя вполне вероятно, что есть некоторое количество «неучтенных» иноземных заробитчан, которые живут и трудятся на полулегальных условиях.

С другой стороны, составители профиля вывели усредненный образ трудового мигранта, прибывшего попытать счастья в Украине. Это, как правило, мужчины из стран СНГ, Турции и, как ни странно, Польши. Занимаются они работой, которая не требует особых навыков. К слову, в последнее время к нам ринулись граждане Сирии и стран Африки. Первые бегут от войны, но не получают статуса беженцев, вторые – вообще используют Украину в качестве транзитного государства. Но и сирийцев, и африканцев тоже, в общем-то, относят к трудовым мигрантам.

«Что касается работ для трудовых мигрантов, то это тесно связано с их интеграцией, которая предполагает знание языка и профессиональную пригодность. Конечно, мигранты выбирают работы, не требующие высокой квалификации. Это разнорабочие, строители, дорожные работники. Эти профессии не предусматривают и активного общения. Хотя мы уже работаем над тем, чтобы усилить положительный эффект интеграционных процессов. Мы уже думаем о профобразовании для трудовых мигрантов, пусть и не на высоком уровне, но хотя бы о языковых курсах», – говорит Виктор Шейбут.

Студенты – особенная каста?

К особой категории относят студентов, приехавших на учебу в украинские вузы и, соответственно, уехавших перенимать иностранный опыт. В 2012-2013 учебному году отечественные институты и университеты приняли 60 тысяч человек из 146 стран мира. Больше всего ценят наше образование жители СНГ, Азии и Африки. В свою очередь, 55 тысяч украинских студентов выбрали вузы России, Германии, Польши, Чехии, США.

И здесь ситуация двояка. Для нас иностранные студенты считаются наиболее желанными и беспроблемными иммигрантами. Ведь они уже и образование по нашим стандартам получили, и язык выучили, и в общество «влились». Правда, механизмов, позволяющих таким людям легко и быстро интегрироваться в украинское общество, сегодня нет. На второй чаше весов – молодые и перспективные украинцы, для которых выезд на учебу за границу нередко становится первым шагом к долгосрочной эмиграции. Тем более что во многих странах законы направлены на то, чтобы молодые специалисты могли получить разрешение на длительное проживание, хорошую работу и даже гражданство.

Зло или благо?

«Говорят, что рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Люди выезжают работать за границу с целью заработать, улучшить условия своей жизни, как можно с большей пользой применить свои навыки и способности. Это связано и с тем, что многие из них не находят подходящих условий труда здесь, в Украине, и вынуждены искать возможности за пределами родины. Позитивных аспектов трудовой миграции, особенно учитывая украинские нюансы труда за границей, чрезвычайно много. Речь идет об обмене опытом. Трудовые мигранты чаще всего работают в новых лучших условиях, с современным оборудованием. Возвращаясь в Украину, они не только привозят заработанные средства, которые могут и должны вкладываться в развитие экономики Украины. Уже неоднократно говорилось, что украинцы являются крупнейшими инвесторами в экономику Украины. Также речь идет о том, что новые навыки, способности, знания, которые они привозят, можно и нужно применять в Украине. Но наряду с этим есть и негативные явления. Все чаще встает вопрос защиты наших трудовых мигрантов за границей. Работают ли они на таких же условиях, как и «местные» работники? Защищены ли социально? Это вопросы, на которые Украина ищет ответы», – заявил в комментарии ForUm`y национальный координатор Международной организации труда в Украине Сергей Савчук.

«Я скажу, что когда уезжает работоспособное население, то это для экономики Украины невыгодно. Естественно, при потере квалифицированных рабочих мы теряем многое. Экономика Украины страдает, когда уезжают инженеры, квалифицированные сотрудники. Но с другой стороны, есть районы, где люди не находят рабочих мест, например, на Востоке Украины, где закрылись шахты и заводы, а содержать семьи надо. Конечно, люди выезжают на заработки за рубеж, зарабатывают, содержат свои семьи, привозят сюда деньги. Тогда, конечно, нам это выгодно. Также выгодно, когда иммигранты привлекаются к трудовой деятельности, платят у нас налоги, приносят определенную пользу. Миграционные процессы международные. Это невозможно ни запретить, ни закрыть», – считает Виктор Шейбут.

Что ж, у каждой проблемы есть как минимум две стороны. Но скорее всего – неисчислимое множество этих сторон. То же можно сказать и о миграции. В СМИ, да и в обществе в целом, почему-то практикуется негативное отношение к мигрантам, как к «своим», так и к «чужим». Мол, первые «бросают семьи, имидж страны портят, а тут работать некому», а вторые «понаехали, беспредел творят». Но единственным, да и то не самым эффективным способом прекращения въезда-выезда людей будет тотальное перекрытие границ – пресловутый «железный занавес». На сегодня преимущество Украины в том, что она может наблюдать опыт других стран и учиться на нем, особенно ввиду того, что ситуация далека от «бирюлевских» погромов. Так почему бы не начать получать экономическую выгоду, вместо того чтобы самозабвенно критиковать участников глобального процесса?

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

8438