Чем ближе саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе, на котором решится судьба подписания Украиной Соглашения об ассоциации Украины с ЕС и создании зоны свободной торговли, тем громче оппоненты евроинтеграции «предупреждают»: после подписания в нашу страну придут четыре всадника апокалипсиса, и восторжествует на наших землях Геенна Огненная.
Чего только стоят уже ставшие традиционными заявления советника президента РФ, ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева. Он не устает «заботливо» повторять: Соглашение об ассоциации невыгодно и опасно, а навязывая его, Евросоюз оказывает неоколониальное силовое давление. Значит ли это, что после Вильнюсского саммита Россия и Украина полностью прекратят торговые отношения и кооперацию в промышленности, разбирался ForUm.

Торговля и промышленная кооперация

Понятное дело, что подписание Украиной соглашения о ЗСТ и политической ассоциации с ЕС потребует многое переосмыслить в двусторонних торговых отношениях Украины и РФ. Этот вопрос обсуждался на саммите высокого уровня в Астане, в результате которого руководство Украины и России договорились искать решения по проблемным вопросам в ходе встреч группы высокого уровня. Со стороны Украины ее возглавил вице-премьер-министр Юрий Бойко, со стороны России – первый вице-премьер-министр Игорь Шувалов. Второй раунд переговоров состоится 22 октября в Москве, и, скорее всего, многие острые моменты будут сняты. Необходимость этого понимают в обеих странах.

Например, промышленная кооперация, в том числе в наукоемких отраслях, осталась нам в наследство от советского прошлого, когда и Украина и Россия были частью одной державы. Касается она авиа- и двигателестроения, атомной энергетики, ракетно-космической отрасли и др. В РФ давно говорят, что нацелены на импортозамещение и планируют когда-нибудь все, что им надо, производить самостоятельно. Можно ли это сделать резко, в один день? Все можно, но вот потери очевидны. С тем, что мгновенный отказ от кооперации в промышленной сфере будет ощутимым для экономики и Украины, и Российской Федерации, согласен и посол РФ в Украине Михаил Зурабов.

Так, в интервью украинским журналистам Зурабов подчеркнул, что в случае подписания Украиной политического Соглашения с ЕС потребуется многое переосмыслить в торговых отношениях: «Этот вопрос очень чувствителен для экономики Украины и России, в первую очередь в сфере промышленного производства. Мгновенный отказ от кооперации в промышленной сфере будет чувствителен как для российской, так и для украинской экономики… Но Россия имеет гигантский профицит внешнеторгового баланса, и ежегодно поставляет на внешние рынки товаров, в первую очередь энергетических, на 220-240 млрд долл. больше, чем покупает. Это значит, что у России есть ресурс постепенно, этап за этапом переходить на новый технологический уклад… В рамках модернизации неизбежно будет происходить импортозамещение, отказ от тех компонентов, которые сегодня производятся на территории Украины, перенос их на территорию России. Сейчас такое происходит в сфере вагоностроения, производства локомотивной тяги, вертолетных двигателей. Этот процесс будет продолжаться и дальше, но он потребует времени».

Но вместе с тем, по словам посла РФ, равно как и многих его соотечественников, в присоединении Украины к ЗСТ с ЕС существует множество рисков, в частности связанных с реэкспортом продукции третьих стран в Россию через таможенную территорию Украины, или с возможным вытеснением украинских товаров на российский рынок… Вопрос защитных мер обсуждается, но одновременно с этим обсуждается и вопрос взаимоотношений». Правда, тут стоит вспомнить, что во время встречи в Астане премьер-министр Украины Николай Азаров и его российский коллега Дмитрий Медведев договорились придать взаимной торговле новую динамику и восстановить объемы товарооборота на уровне предыдущих лет. Прозвучало уверение, что Украина, интегрируясь в Европу, не планирует выходить из СНГ, а также заявление зампредседателя Исполнительного комитета, Исполнительного Секретаря СНГ Анатолия Дроня, что противоречий в организации торговли стран, интегрирующихся в Таможенный союз и Евросоюз, можно избежать, и для этого стороны должны строить свое взаимодействие на основе свободной торговли, совместимых систем регулирования, при учете взаимных интересов…

«Зерновой пул»: Украину прочь?

Кроме торговли и промышленности Украину и Россию объединяет еще производство зерна. Объединение сил может быть нам очень даже выгодно. Учитывая это, в ходе встречи глав правительств Украины и РФ в Калуге 15 октября достигнута договоренность, что в течение полугода будут завершены все процедуры по созданию зернового пула между Украиной, Российской Федерацией и Казахстаном. В частности, предполагается, что он будет создан в виде Причерноморского зернового комитета – объединения, открытого для вступления и других государств. Наряду с этим рассматривается возможность создания Причерноморской зерновой биржи.

Неужели и от этих амбициозных планов придется отказаться из-за нетерпимости России к европланам Украины? Оказывается, нет. В этом заверил посол РФ Зурабов: «Этот процесс абсолютно деполитизирован, в нем необходимость сотрудничества трех стран обусловлена сугубо экономическими и прагматическими резонами. И какое бы решение в ближайшее время Украина как суверенное государство ни принимала в вопросе своего участия в торговых союзах, на этот проект (зернового пула. – Ред.) это не должно повлиять», – сказал он.

Зурабов напомнил, что премьер-министры условились выйти на итоговые договоренности по созданию зернового пула в течение полугода. По его словам, за это время необходимо наработать алгоритмы взаимодействия, создать Причерноморскую зерновую биржу и улучшить инфраструктуру. В частности, необходимо понять, сколько зерна будет сконцентрировано, учитывая, что РФ заинтересована в части фуражного зерна, производимого тремя странами для развития животноводства. Посол РФ отметил, что нужно не забывать о необходимом количестве элеваторов, зернохранилищ в Причерноморских портах. Он уточнил, что зерно по данному проекту может экспортироваться из портов Одессы и Новороссийска, а также из нового большого строящегося порта Тамань. По его словам, в случае успешной реализации проекта, Украина, РФ и Казахстан смогут формировать 33-34% международного зернового рынка, в то время как сейчас – 27-28%.

Газотранспортный консорциум – на все воля ЕС?

Еще один вопрос, который связывает Украину, Европу и Россию, это идея создать трехсторонний консорциум по управлению ГТС Украины. Он то появляется в повестке дня, то исчезает из нее. Так быть ему или нет? По словам Зурабова, создание газотранспортного консорциума сейчас маловероятно, поскольку для этого необходимы гарантии Европы о заинтересованности в украинской ГТС.

Посол РФ отметил, что ряд стран, включая Германию, заинтересованы в создании энергетических свопов. «Мы имеет отчетливые сигналы об альтернативных поставках российских энергоносителей в Европу, в частности по «Северному потоку». Если он расширит мощности, то Германия станет предлагать свою ГТС соседям», – сказал он и пояснил, что в таком случае перспектива прокачки российского газа по украинской ГТС ухудшится, и тогда Украине придется искать собственные источники энергии, в частности сланцевый газ, использовать ГТС для поставки газа из третьих стран в Украину, либо сокращать инфраструктуру ГТС.

«Если европейцы начнут вкладывать средства в украинскую ГТС, это косвенно будет подтверждать готовность не только использовать ее, а и получать определенное количество российского газа. Это, возможно, продвинет переговоры по созданию газотранспортного консорциума», – сказал посол РФ. Он считает – тот факт, что премьер-министр Украины Николай Азаров обсуждал вопрос перспективы украинской ГТС с еврокомиссаром по вопросам энергетики Гюнтером Эттингером, «свидетельствует об осознании необходимости получить в ближайшее время ответы о перспективах востребованности украинской ГТС».

Согласитесь, посол РФ прав. И тут не может не радовать как минимум два факта. Первый – сигнал, что Европа готова финансировать модернизацию украинской газотранспортной системы, получен. Это озвучил член Европейской комиссии по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер. Он также отметил, что увеличение Украиной собственной добычи углеводородов, в частности из сланцевых месторождений – это прекрасная возможность для привлечения долгосрочных инвестиций. Второй «плюс» – по прогнозам экспертов, экономические выгоды от сланцевого газа в мире и Украине могут быть колоссальными, а уже через 20 лет Украина сможет стать мощным мировым производителем углеводов.

Проблема – не беда, лишь бы задуманное удалось

Психологи любят повторять: любую проблему можно решать поэтапно, и если мы захотим сразу перепрыгнуть через большую стену, то скорее всего разобьемся, а стена так и останется на месте. Если же каждый день отделять от стены по маленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от стены не останется и следа. Это можно применить к межгосударственным отношениям. Понятно, что многим может не понравиться, что Украина не только декларирует, но и воплощает в жизнь серьезные планы. Главное, чтобы все удалось. И тогда, хочешь или нет, с нашей страной придется общаться как с серьезным, сильным партнером.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2928