В Украине евроинтеграция в разгаре, но оппозиция все чаще напоминает о судьбе Тимошенко. Экс-премьер и до того не была забыта, однако сейчас называются конкретные сроки ее выхода на свободу. Это вызывает, мягко говоря, удивление политсил не только внутри страны, но и за рубежом.

 

Резонансное обращение Кокса-Квасьневского о помиловании Юлии Тимошенко не было подхвачено широкими европейскими политическими кругами. Попытка собрать под этим документом, для представительности, подписи народных депутатов в самой Украине успехом пока не увенчалась. Итог – только 170 подписей. Очень похоже, что чем ближе подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, тем более явственно представляется реальная политическая роль и реальный политический вес Тимошенко, а также отношение к ней соратников.

 

Прессинг со стороны оппозиции по «вопросу Тимошенко» стал заметно нарастать после того, как Кокс и Квасьневский обратились к Президенту Украины с просьбой о ее помиловании. Сейчас лидер «Батькивщины» Арсений Яценюк оценивает вероятность освобождения экс-премьера как очень высокую, причем до конца текущей недели. С ним солидарен и лидер фракции «Свобода» Олег Тягнибок. Их логика базируется на том, что судьба Соглашения об ассоциации Украины с ЕС зависит именно от того, где будет находиться экс-премьер: в больнице «Укрзализныци» или в клинике «Шарите».

Однако не все так однозначно в этой причинно-следственной связи. Председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и экс-спикер Владимир Литвин в эфире одного из телеканалов высказал мнение, что в ЕС могут предпочесть отодвинуть решение «вопроса Тимошенко» на этап ратификации Соглашения об ассоциации.

В принципе, это рационально, потому что решение сложного внешнеполитического вопроса не привязывается к судьбе одного человека, но в то же время остается рычаг давления на Киев. О том, что этот рычаг будет использоваться некоторыми европейскими политиками, говорит факт расширения перечня стран, настаивающих на освобождении Тимошенко. Теперь это не только Германия, Италия и Польша, но еще и Австрия. Тем не менее, пока что дополнительных петиций на эту тему не появляется.

А в Украине их и вовсе раз-два и обчелся. Вообще, создается впечатление, что Тимошенко куда больше нужна европолитикам, чем собственным соратникам. По этому поводу искренне недоумевают регионалы. В частности, лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов заметил, что Арсений Яценюк, прежде чем что-то озвучивать, должен рассказать, как это сделать. В не меньшем изумлении и председатель парламентского Регламентного комитета Владимир Макеенко: «Я слышал заявления на Согласительном совете. Сегодня утром прихожу к столу регистрации, беру документы. Там нет ни одного проекта об этом. Ни одного!»

Странное поведение оппозиции натолкнуло Александра Ефремова на мысль, что соратники и впрямь не хотят освобождения Тимошенко или готовы согласиться только на ее лечение, но не на реабилитацию. Впрочем, и здесь вопрос спорный. Экс-премьер, даже в статусе осужденной, но на относительной свободе может изрядно испортить жизнь Арсению Яценюку. Во-первых, потому, что сейчас он реальный лидер партии «Батькивщина» и вероятный кандидат в президенты. Даже если Тимошенко останется осужденной, но помилованной, Арсений Яценюк рискует потерять лидерство в партии. Еще в июне, в ходе объединительного съезда «Фронта змин» и «Батькивщины», многих поразил резкий и хлесткий стиль обращения, зачитанного вернувшимся в политику Юрием Луценко. Многие усмотрели в этом обращении критику самой Юлии Тимошенко в адрес Арсения Яценюка. Стоит лишь представить, что она высказала бы своему верному соратнику с глазу на глаз. Кстати, если заметили, лидер «Батькивщины» как-то не слишком стремится к свиданиям с Юлией Владимировной, и в последние несколько месяцев, насколько это возможно, старался «отвязаться» от роли альтер эго экс-премьера, доказательство чему – заминка в требованиях освободить осужденную. Во-вторых, освобождение Тимошенко может вообще разрушить единую оппозицию. На данный момент существует тройственный союз, который, впрочем, не мешает ни Олегу Тягнибоку, ни Виталию Кличко участвовать в президентской гонке, хоть пока они предпочитают публично об этом не дискутировать. Если экс-премьер выйдет на волю, в любом качестве (помилованная или реабилитированная), у лидеров «Свободы» и «УДАРа» возникнут проблемы с самостоятельностью своих имиджей. Теряться в ореоле «мученицы режима» нерационально, тогда как соседство с Арсением Яценюком пока позволяет потихоньку выстраивать собственные, самостоятельные, образы.

Тем не менее, нельзя сказать, что оппозиция вообще ничего не делает для освобождения своего символа. Например, тот же Арсений Яценюк озвучил несколько вариантов, как поступить с экс-премьером. В частности, это акт помилования, решение суда, специальное решение пенитенциарной службы или Минюста, декриминализация «статей Тимошенко» или принятие других законопроектов, которые бы способствовали освобождению экс-премьера из лечебного узилища.

Эти варианты вызвали скептическую реакцию у первого заместителя председателя парламентского комитета по правовой политике Владимира Олейника: «Европа идет навстречу, Кокс и Квасьневский (я с ними часто встречаюсь) прилагают усилия, наша власть, Президент ищут варианты. Единственный человек, считающий, что вокруг него должна крутиться вся Европа – это Юлия Тимошенко, которая ничего для этого не делает. Даже сегодня общество не может понять, что это за болезнь, которую не могут вылечить врачи «Шарите», и почему у нас нельзя лечиться? А может, это та болезнь, которая называется «попытка уйти от ответственности»? Тогда большая часть тех, кто совершил правонарушения, заимеют такие симптомы. Давайте будем честными перед людьми, почему простые люди в суд ходят, а если не придут, их вызовут и принудительно доставят, а Юлия Тимошенко не хочет этого делать. Что это за политик, который считает, что есть два сорта людей: те, что в оппозиции, неприкосновенные, как во власти, так и после того, как побывали во власти, а люди простые должны жить по тем законам, которые для них напринимали». И Олейник также не склонен ставить в «железную» зависимость подписание Соглашения об ассоциации с ЕС от освобождения Юлии Тимошенко: «Если в декабре решится этот вопрос, я не думаю, что это будет какой-то трагедией». А лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов в продолжение темы напомнил, что экс-премьер является фигурантом ряда уголовных дел, судебное разбирательство по которым в самом разгаре, есть вопросы и материальной ответственности перед государством, и вопросы процедурные. В частности, условие отбытия половины срока. Есть вариант принятия отдельного закона, но не парламентскому же большинству его разрабатывать. А от оппозиции подобных инициатив что-то не видать. Почему? Читайте выше.

И все же главным условием, похоже, является личное обращение Юлии Тимошенко к Виктору Януковичу. В частности, народный депутат Анна Герман в эфире Радио «Свобода» заявила, что если от экс-премьера поступит такое письмо, Президент сможет подать в Верховную Раду какой-то проект для законодательного урегулирования этого вопроса.

Однако для Юлии Тимошенко подать такое прошение означает серьезно подпортить имидж «политической заключенной», ведь тем самым она признает свою вину и останется осужденной. Следовательно, экс-премьер намерена продолжать политическую карьеру. И ее согласие на вариант лечения за рубежом – лишь временный отход на заранее подготовленные позиции. Но без личного прошения усилия всех политиков, ратующих за освобождение Тимошенко, могут оказаться тщетными. Отсюда вопрос – так чего же на самом деле хочет экс-премьер, а чего – ее верные соратники? Возможно, цели у них разные? Соратников устроит нетленный символ, не мешающий им строить собственные политические карьеры, а саму Тимошенко – относительная безопасность, дабы разобраться со своими истинными надзирателями.

Между тем упреки провластных сил все же подействовали. В среду, 9 октября, защитник экс-премьера Сергей Власенко заявил о том, что Юлия Тимошенко повторно обжаловала в Верховном Суде вердикт по «газовому» делу. Однако сам Власенко заметил, что это сделано для новой схемы решения «проблемы избирательного правосудия». Иными словами, Тимошенко все-таки желает не прекратить свое комфортабельное (по сравнению с условиями содержания пациентов в районных больницах) заточение в клинике в статусе осужденной. А добивается полной реабилитации. Это немножко не то, на чем настаивали Кокс и Квасьневский. Судя по всему, экс-премьер надеется на…негативное решение Верховного Суда, которое подтвердит и «освежит» ее статус единственной в Украине «политической заключенной». Тогда подписи ее соратников под петицией о помиловании становятся никому не нужны.

 

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

93699