Как учитель в третьем поколении я имею дело со сферой образования в течение всей своей жизни. Сначала на примере своих родителей, бабушки и дедушки, которые были учителями. Со временем, приобретая собственный опыт в качестве учителя, завуча, директора школы, работника системы управления образованием. Теперь приходится ежедневно иметь дело с успехами и проблемами украинского учителя как председателю парламентского Комитета по вопросам науки и образования.

В парадных речах власть имущие любят цитировать Ивана Франко: «Школа вчителем стоїть». Но реально государство недооценивает и эксплуатирует учителей. Учителя отвечают на это молчаливой фрустрацией и отчуждением от влияния на общественные процессы. Утрачена традиция украинского учительства быть движущей общественной силой.

Учительское сообщество должно вернуть себе то, что ему принадлежит по праву, — уважение, подлинную, а не фиктивную субъектность не только в процессе формирования образовательной политики, но и в формировании и развитии Украинского государства.

Новое самоосознание следует начать с переосмысления роли учителя в украинском образовании и украинском обществе.

Почему выгорают профессионалы в образовании?

Украинский учитель постоянно находится под давлением, в состоянии стресса.

Стресс первый — из-за мизерного государственного финансирования образования постоянно приходится просить. Учитель просит родителей поменять окна в школе, покрасить парты, отремонтировать классную комнату и т.п. Директор стоит с протянутой рукой перед местным отделом образования. Управление образования идет на поклон в министерство.

Стресс второй — беспрерывные «реформы», часто противоречащие друг другу. Как правило, для учителя они несут лишь увеличение количества бумаг, которые надо переписывать, и заставляют закупать за собственные средства новые учебные пособия.

Стресс третий наступает ежемесячно во время получения заработной платы, когда поднимается вопрос, как за эти средства обеспечить свою семью. Учитель вынужден работать дополнительно. В большом городе — это репетиторство, в селе — работа на приусадебном участке. Не остается достаточно времени на самосовершенствование и самообновление.

Каждому учителю по призванию известно замечательное чувство, с которым ты идешь в класс, преисполненный сил и энергии, чтобы зажечь у детей стремление учиться и увидеть особый свет в их глазах, наблюдая великую тайну познания.

Чтобы это ощущение поддерживать, необходима постоянная подпиткапедагогического мастерства, а также восстановление духовных и физических сил. Но если учитель постоянно думает о бытовых неурядицах, должен все время «выпрашивать», чувствует несвободу, позитивная учительская энергия исчезает. А это весьма негативно сказывается на качестве обучения. Учитель из наставника и вдохновителя превращается в обычного передатчика знаний. В украинских условиях под угрозой такого профессионального выгорания оказывается большинство учителей.

Почему в профессию не идут самые лучшие?

Наибольшего успеха достигают страны, где учительскую специальность выбирают те, у кого есть дар к этой профессии, кто любит детей и человеческое общение, кто стремится работать на благо громады и общества. Например, финны говорят: «Если хочешь изменить мир, выбирай профессию учителя».

Украина — не исключение относительно мотивации профессионального выбора большинства учителей, но исключение — по отношению государства к ним. При нагрузке 720 часов в год, Украинское государство платит своему учителю 3,6 тыс. долл. в год. Для примера, Финляндия при нагрузке 550 часов платит свыше 40 тыс. долл.

Система не стимулирует учителя расти профессионально. Получив полное высшее образование, часто имея свою собственную семью, молодой учитель на старте карьеры получает 9-й разряд тарифной сетки с должностным окладом 1474 грн. То есть на «целых» 327 грн больше, чем минимальная зарплата, получаемая в той же школе техническим работником без высшего образования. За 12 лет, пройдя через три аттестации, учитель может увеличить базовую ставку на... 332 грн. Если семья состоит из двух учителей, да еще с детьми, то она оказывается на грани выживания. Даже если этим людям нравится профессия, кто-то из них будет вынужден оставить школу ради большего заработка. Вот почему молодые талантливые люди сторонятся профессии учителя в украинских условиях.

Почему власть унижает учителя?

В нашей стране фигура учителя испокон веков была центральной для сохранения культурного кода во времена лихолетья и различных политических режимов.

Нынешняя украинская система образования живет и работает именно благодаря учителям, которые, несмотря на ошибки власти, излишнюю политизацию и чрезмерную бюрократизацию, учат детей, помогают им достигать успеха, несут настоящие ценности.

Но власть последовательно искажает роль украинского учителя. Сегодня образовательный корпус хотят из станового хребта общества превратить в лакея власти. Власти не нужен свободный учитель, ибо только он может воспитать свободного гражданина. А свободного, способного критически мыслить гражданина эта власть боится. Ей нужен послушный, некритический потребитель, серая масса. Вот и старается Минобразования всячески ограничить возможности для педагогической свободы учителей, поставить учителей и руководителей учебных заведений в позицию просителей.

Может ли воспитать свободного гражданина несвободный учитель — учитель, со всех сторон окруженный всевозможными ограничениями; учитель, который рискует потерять работу за собственное мнение; учитель, которого можно заставить выполнять работу, не связанную с должностными обязанностями, в том числе — идти на митинг не по убеждениям, а по указке «свыше»?

Если мы в системе образования хотим воспитывать достойных граждан, то должны обеспечить учителю достойное положение.

Три ступеньки к свободе учителя

Вопрос зарплаты — не единственный и не главный для людей, выбирающих учительскую профессию. Не менее важным является фактор общественного признания и сохранения чувства собственного достоинства.

Мало — повысить зарплату, привезти оборудование и провести Интернет (хотя сегодня и это не делается надлежащим образом). Школа должна давать учителю возможность реализовать себя не только как специалисту, но и как активному гражданину, стремящемуся сделать что-то для своей общины и страны.

Чтобы освободить огромный креативный потенциал украинского учительства, необходимо сделать три шага.

Первый — повысить социальный статус учителя. Если мы ориентируемся на европейское сообщество, работники образования по уровню доходов и социальному статусу должны принадлежать к среднему классу. Первая каденция украинского парламента понимала это. Народные депутаты Верховной Рады первого созыва заложили в ст. 57 Закона «Об образовании» норму, согласно которой должностной оклад учителя должен быть не ниже уровня средней заработной платы в промышленности. На сегодня эта норма изъята из законодательства. Мы внесли законопроект, которым предлагается вернуть указанные государственные гарантии для работников образования.

По оценкам Министерства финансов, для реализации этой нормы не хватает 58 млрд грн. Конечно, невозможно одномоментно увеличить бюджет на такую сумму. Необходимо разработать программу постепенного повышения оплаты труда до определенного законодательством уровня с четкими сроками. Эта программа должна сопровождаться повышением уровня квалификации педагогических работников. Высокий уровень квалификации и продолжительность профессионального опыта должны существенно влиять на уровень оплаты труда. В таком случае учитель будет реально мотивирован развить свое профессиональное мастерство.

Второй — модернизировать систему профессиональной подготовки и повышения квалификации. Педагогическое образование должно стать самым модерным. Оно призвано опережать время, проектировать будущее, применять самые современные педагогические технологии.

Современное педагогическое образование должно быть ориентировано на новую роль учителя в информационном обществе. Учитель уже не может быть исключительно передатчиком массива знаний, а должен стать лидером, вдохновляющим к познанию, который учит искать информацию, классифицировать ее, критически анализировать. Учитель должен формировать систему ценностей учащихся, подтверждая эти ценности собственным примером.

К сожалению, сегодня выпускники наших университетов — молодые учителя — сами фактически не владеют компетентностями, которые должны сформировать у учащегося.

Особенностью профессии учителя является то, что в течение всей своей карьеры он должен постоянно развиваться и совершенствоваться. Необходимой предпосылкой профессионального роста является взаимная поддержка учителей и обмен профессиональным опытом. Школа в целом должна стать профессиональным сообществом, которое беспрерывно учится.

В то же время, действующая система повышения квалификации в значительной степени превратилась в формальность, позволяющую пройти очередную аттестацию, но не направленную на настоящее профессиональное развитие.

Повышением квалификации учителей занимаются областные институты последипломного образования. С одной стороны, учителя обязаны проходить там курсы повышения квалификации. У них практически нет выбора — где и чему именно учиться. С другой — у институтов последипломного образования нет особой мотивации расширять предложение курсов и повышение их качества, так как финансирование от этого не зависит, а учительский контингент все равно к ним придет.

Необходимо дать учителю выбор — где и какие курсы проходить. Так сделала Польша. Наши западные соседи демонополизировали рынок последипломного образования. Там средства на профессиональную подготовку учителей выделяются школам, а учитель сам решает, какие курсы в каком учреждении прослушать. Это привело к конкуренции между учреждениями повышения квалификации и, следовательно, — к увеличению многообразия и качества курсов. Государство выдает лицензии и аккредитирует такие заведения.

Третий — дать свободу профессиональной реализации учителя. Сегодня власть пытается контролировать каждое движение учителя. Недавнее сентябрьское нововведение — запрет использовать учебные пособия для 1-х, 2-х и 5-х классов, изданных до 2012 г. Трудно найти разумные аргументы для такого решения. Почему учитель не может использовать вполне пригодные, по его мнению, сборники диктантов, задачники или хрестоматии, у которых есть гриф МОН, но выданный раньше? Напрашивается вывод, что цель этого решения — меркантильная: заставить купить новые пособия, выпущенные издательствами, приближенными к руководству МОН, которые выиграли тендер на печать учебников по новым образовательным стандартам. Это «новшество» демонстрирует настоящий уровень свободы украинского учителя.

В ведущих образовательных системах государство значительно больше доверяет учителю. Модель может выглядеть следующим образом. Центральные органы власти формируют образовательную политику, утверждают государственные образовательные стандарты. Местные управления образования отвечают за условия для преподавания и обучения. А учитель решает, как будет строить учебную программу, чтобы достичь определенных государством результатов, какими методиками будет пользоваться, какие учебники будет выбирать, где будет повышать свою квалификацию.

Готовы ли украинские учителя к такому уровню педагогической свободы? Уверена, что готовы. А для тех, кто не готов, можно разработать лучшие образцы учебных программ и обучить.

Достоинство начинается с самоуважения

В том или ином виде все эти идеи обсуждаются или уже имплементируются в системах образования разных стран. У нас есть славная образовательная традиция, которую следует беречь. Вместе с тем, существует огромное количество лучших зарубежных практик, которые можно и нужно внедрять.

Реализовать это можно только с помощью сильного учителя. Однако мы должны дать себе отчет в том, что власть не заинтересована получить мощную общественную силу в лице работников образования. Ей удобнее рассматривать учителей как «админресурс» .

Образовательное сообщество должно само стать критическим голосом в формировании политики в интересах учителей, учащихся, родителей и общества в целом.

 
Предвижу аргументацию, что в нынешних обстоятельствах опасно говорить правду вслух. Но никто не может помешать нам критически мыслить, проектировать изменения, обсуждать их в обществе, продвигать в социальных сетях, в СМИ.
 
Нам надо как минимум для себя откровенно ответить на три базовых вопроса о будущем образования в Украине:

1. Готовы ли мы к настоящим переменам, к большей свободе и к большей ответственности?

2. Готовы ли мы учиться, работать в атмосфере творчества, постоянного вызова, стремления к успеху?

3. Готовы ли мы бороться за собственные права, принимать участие в жизни общества, нести почетную общественную миссию?

Не сомневаюсь, подавляющее большинство украинских учителей на эти вопросы даст достойный утвердительный ответ. Потому что в этом — наш долг перед прошлыми и грядущими поколениями.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

950