К сожалению, Украина пока не может похвастаться серьезными улучшениями в инвестиционном климате. Нельзя сказать, что реформы и позитивные изменения совсем не происходят, но мы все никак не уйдем с предпоследних позиций стран, в которые инвестор не спешит вкладывать капитал.

Многие эксперты уверены, что основательным толчком для отечественного бизнеса станет создание зоны свободной торговли с Европейским союзом. Европейские правила не только оставят самых сильных игроков на рынке, повысят качество продукции и услуг, но и поспособствуют изменениям в законодательстве страны, ликвидации коррупции, соблюдению прав и свобод человека.

О рисках и выгодах создания ЗСТ с Евросоюзом, инвестиционной привлекательности Украины и конкурентоспособности отечественной продукции ForUm расспросил у достаточно молодой, но уже успешной женщины – директора Европейской Бизнес-ассоциации Анны Деревянко.

Сейчас много говорят о выгодах европейского выбора для Украины. Как вы оцениваете возможное подписание Соглашения об ассоциации?

– Соглашение об ассоциации даст положительный толчок, потому что бизнес поймет, к чему стремиться, появится ожидание, что благодаря этой сделке ему смогут улучшить регуляторную среду, поскольку в ней заложено много положительных вещей.

– Вы согласны с тем, что в Соглашении об ассоциации заинтересована не только Украина, но и Евросоюз?

– В любом контракте, который заключается между двумя субъектами, есть выгода, причем как для одной, так и для другой стороны. Вообще, соглашение только тогда можно назвать успешным, когда определенные улучшения получают обе стороны. Вопрос в том, насколько существенна эта выгода для одного и другого?

– Для Европейского союза рынок Украины открывается сразу после подписания Соглашения, а нам еще долго придется доказывать, что мы достойны и соответствуем всем стандартам. Получается, мы в менее выгодном положении?

– Это не совсем так. Европейский бизнес и без Ассоциации работает в Украине, причем давно. Более того, те компании, которые уже работают на рынке, будут конкурентами новичкам, то есть бизнесу, который потенциально придет к нам после создания зоны свободной торговли. Здесь вопрос даже не в том, украинская это компания или европейская, это вопрос конкурентоспособности тех, кто работает в нашей стране.

Возможно, на первых порах Ассоциация даст больше привилегией странам ЕС. С другой стороны, украинские предприниматели должны понимать, что если они не будут работать над повышением своей конкурентоспособности, если они не внедрят в свое производство технологические инновации, они не смогут выйти на международный рынок.

– На каком этапе по готовности выйти на международные рынки Украина сейчас?

– Сейчас Украина должна научиться продавать качественный продукт, получать деньги за свою продукцию, нам надо будет многое изменить, понять экономическую модель работы компаний в новых условиях. Я бы не боялась Ассоциации с ЕС как огня, и вовсе не могу назвать это Соглашение минусом для украинской экономики. Помните, когда Украина вступала в ВТО, нам говорили, что всевозможные компании завалят украинскую продукцию. Но никто ведь украинский бизнес не подавлял, работаем, как и работали. В целом, подписание соглашения о зоне свободной торговли – это сигнал для многих игроков в мире. Если ЕС подписал такое соглашение, значит, он доверяет стране, значит, в этой стране думают о том, чтобы улучшить регуляторное поле. Здесь очень многое зависит от власти, от правительства, которые должны заинтересовать инвесторов или, по крайне мере, дать позитивный сигнал. Мы должны понимать, что Ассоциация – это удочка, которую нам дадут, а уж выудим мы рыбку или нет, зависит от нас. Заметьте, я не свожу все к восхвалению соглашения, а признаю, что в краткосрочной перспективе у ЕС будет больше выгоды. Но акцент стоит делать на том, что в долгосрочной перспективе мы также получаем много плюсов, в частности европейские ценности: прозрачность бизнеса, равные условия, защиту прав человека. Поверьте, если правильно создать инвестиционный климат, выстроится очередь зарубежных компаний, желающих работать в Украине. Более того, если будет создан баланс не только для бизнеса, но и правовое поле, независимая судебная власть, станут соблюдаться права человека, к нам придет локальный предприниматель.

Еще мы не умеем правильно оценивать свои возможности. Возьмем, к примеру, Израиль – земля, на которой, образно говоря, ничего не растет, там сделали упор на науку и при помощи высоких технологий добились того, что в украинских супермаркетах продаются израильские продукты, и мы их покупаем, ведь они дешевле. Разве не парадокс? Украина – это бесценные земли, почему же мы не используем их по назначению? Не стоит стремиться к тому, чтобы стать житницей Европы, лучше быть супермаркетом, и не только для ЕС.

Недавно у меня была встреча со шведскими бизнесменами, и они увидели позитив в том, что в Украине нет серьезных дотаций сельскохозяйственному сегменту. Это позволяет нашей продукции быть конкурентоспособной, пока остальные сидят на дотациях и финансовой поддержке.

– Долгосрочная перспектива – это ведь понятие растяжимое, за это время наши предприниматели, я сейчас не говорю о крупных компаниях-монополистах, не исчезнут совсем?

– К нам придет качественный продукт – выиграет потребитель, это уже плюс. Я напомню, что бизнесу в Украине и сейчас, без всяких соглашений, нелегко, разве будет хуже, если предприниматели начнут работать в жестких условиях конкуренции, но по правилам. Да, украинским бизнесменам придется много работать, чтобы выигрывать, переигрывать многих игроков европейского масштаба. Хотя не стоит думать, что все ключевые игроки ЕС придут к нам сразу после подписания соглашения. Давайте согласимся, что на сегодняшний день имидж Украины за пределами страны не очень позитивный и нам надо еще убедить инвестора прийти и вложить свой капитал.

Думаю, мы не сможем сдержать поток качественной продукции, он будет и без зоны свободной торговли. А какой другой выход? Строить авторитарную закрытую экономику? Пускай не сразу, но в итоге мы получим ценности, очищенное регуляторное поле, прозрачность, равные условия ведения бизнеса, защиту прав человека, в будущем свободное передвижение по странам ЕС.

– Чтобы этого достичь, нужны усилия только государства или это комплексная работа бизнеса и власти?

– Мы все в одной лодке: и бизнес, и власть на международной арене – это одно целое. В любом случае имидж Украины влияет на бизнес и наоборот.

– А наша власть понимает, что бизнесу необходимо помогать, а не препятствовать?

– У нас привыкли только критиковать, и в большинстве случаев это действительно необходимо, но нужно видеть и позитив.

Нам кажется, что в государстве ничего не происходит, реформы идут очень медленно и все стоит на месте. Но если мы перенесемся из нашей страны и понаблюдаем со стороны, то увидим, как много изменилось. Это можно заметить не только на примере Киева, но и других регионов. Я не могу сказать, что власть ничего не делает для улучшения ситуации. Другой вопрос, что темп перемен должен быть интенсивнее, тогда мы сможем скорее воспользоваться всеми преимуществами благоприятного инвестиционного климата.

Думаю, процесс, когда создаются равные условия для бизнеса, не может быть легким. Необходимо понимать, что вот так, в один день чуда не случится.

Даже если Ассоциация с ЕС будет подписана, нам предстоит еще многое сделать, например, провести реформы судебной системы, многое вывернуть наизнанку, ликвидировать коррупцию. В противном случае мы получим только шум, много заявлений и никаких реальных изменений.

– Какое основное препятствие стоит перед инвесторами, желающими работать в Украине?

– Европейские инвесторы не могут отстоять свои права в украинских судах и теряют интерес к инвестированию в экономику страны. Да, у нас есть позитивные тенденции, но есть и серьезные системные проблемы, к которым относится и выборочное судопроизводство, и коррупция. Иностранных инвесторов беспокоят также игнорирование прав бизнеса, административное давление на предпринимателей со стороны чиновников, несовершенство управления и административной системы страны в области ведения бизнеса и т.д..

– Несмотря на все эти минусы, какие компании Евросоюза придут на украинский рынок прежде всего?

– Что значит придут? Ведь в Украине многие компании уже работают, им не нужна зона свободной торговли. Даже если Украина не подпишет Соглашение об ассоциации, инвестиции смогут прийти в страну. Ну, не в пошлинах дело, эти 2-5% серьезной погоды для крупного бизнеса не делают. На решение бизнесменов, прийти в страну или не прийти, влияют вопросы, о которых мы говорили выше: коррупция, верховенство права, отсутствие бюрократии. Многие аграрные компании работают в Украине без пошлин и создания ЗСТ.

– Но все-таки упрощенные правила работы позволят прийти новым игрокам…

– Если уж прогнозировать, то в первую очередь это будет аграрный бизнес. Придут также инфраструктурные компании, энергетические компании.

– Финансовый сектор как-то изменится? Например, недавно парламент дал разрешение международным финансовым организациям выдавать кредиты в гривнях, получается, будет прямая конкуренция украинским банкам…

– Бояться конкуренции – это заранее признавать свою слабость. Я уже говорила, если мы закроемся от всех, экономике это мало чем поможет. Хотите быть лучшими – будьте, так в любом секторе. Да, у международного финансового сектора больше возможностей, но украинские банки тоже могут работать так, чтобы риски внутри страны падали, проценты были низкими, а кредитование развивалось и.т.д.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3898