Благодаря известному ситкому «Наша Russia» все узнали, где работают суровые российские фрезеровщики. Образ, конечно, сложился весьма неоднозначный, но, как говорится, плохой пиар – это тоже пиар. А вот об отечественных слесарях, токарях и газоэлектросварщиках никто не вспоминает, подумали журналисты ForUm’а. И решили проведать представителей настоящих мужских профессий на их рабочих местах. Для этого мы посетили Бортническую станцию аэрации (БСА), где проходят очистку киевские сточные воды. Работа здесь, как сами понимаете, не из легких.

Итак, направляемся в механический цех – в нем работают бригады, отвечающие за исправность всех систем и механизмов БСА. Рабочим приходится чинить насосы, вентиляционные системы, грузоподъемные механизмы, сантехнику, разного рода трубы, отстойники, где грязная вода очищается от плавающего в ней мелкого мусора. Агрегаты – самые разнообразные, поэтому человек без хорошей специализированной подготовки здесь пропадет.

Это вам не с маленькими разводными ключиками и шуруповертами работать – чтоб такой механизм починить, нужны, как минимум, золотые руки.

В этой мастерской ремонтируют насос, который нагнетает воздух для аэротенок.

Это специальные очень длинные резервуары, где канализационные стоки Киева очищают особенные микроорганизмы. И чтобы бактерии «резвее» размножались, к ним через трубы подают воздух. В итоге все красиво бурлит и очищается. Но проблема в том, что насосы для подачи воздуха иногда ломаются… Заменить их нечем, вот и приходится подолгу корпеть над каждой поломкой. Да еще и под страшный шум, который создают работающие здесь моторы. Спасают рабочих только наушники.

Часто ломаются металлические решетки, через которые проходит канализационная вода. Их предназначение – задерживать на своих зубцах мусор, который киевляне отправляют в канализацию – тряпки, кульки, пластиковую посуду, даже постельные принадлежности. Из-за такой нагрузки зубцы ломаются. Но рабочие рассказывают – они сами разработали процедуру починки решеток.

Последние из могикан

В механическом цеху работает около тысячи человек. Коллектив – сугубо мужской. Средний возраст рабочего – 50 лет. Но зато мало какое предприятие может похвалиться таким количеством старожилов. Некоторые из них работают здесь по двадцать-тридцать лет. И в их трудовых книжках – лишь по одной записи.

По словам рабочих, больше всего их тревожит то, что сегодня некому передавать уникальный опыт. Молодежь не хочет идти в слесари и фрезеровщики – и профессии давно не модные, и зарплаты невысокие. «Можно сказать, мы здешние динозавры», – пожаловались ForUm’у токари.

Кроме того, на беду персонала, оборудование на БСА очень старое, если не сказать древнее. Возьмем, к примеру, эти станки. Большинство из них ввели в эксплуатацию в 1965-1970-х годах – в период, когда к власти пришел Леонид Брежнев. С тех пор и СССР распался, и Украина независимой стала, и три президента сменились, а они все работают.

Для старых, советского типа агрегатов детали сегодня никто не производит. Вот и приходится изловчаться и изготавливать их собственноручно. Например, газоэлектросварщик автогеном вырезает из листов металла кусок рабочего материала.

Дальше за работу принимаются токари – на своих станках они обрабатывают заготовки деталей.

Судя по интерьеру, токари – хоть и суровые, но романтичные мужчины. Вот сколько домашних растений зеленеет в горшках прямо в цеху. Тут вам и кактусы, и бегонии.

Самый обаятельный Вакула

Пожалуй, наиболее колоритная фигура в ремонтном цехе – кузнец Петр Ищенко.

Он не слышит и не говорит, зато читает по губам. Для общения с ним рабочие БСА даже выучили азы языка жестов.

Задача Петра Семеновича – изготавливать разные детали механизмов – спецрезцы, втулки и прочее. Если надо, может выковать молоток или щипцы. Впрочем, из рук мастера выходят не только инструменты, но и такие красивые металлические цветы.

А ведь выковать даже обычный ломик не так уж и просто.

Петру Семеновичу – уже 62, но упрекнуть его в медлительности нельзя. От огня до наковальни и обратно мастер бегает, словно юноша.

И своими знаниями он готов делиться с молодым поколением.

… Если верить австралийскому профессору Дженни Грейвз, в будущем нас ожидает вымирание мужчин. Мол, Y-хромосома настолько хрупкая, что примерно через 5 млн лет она разрушится полностью, и мужскому полу придет конец. Однако журналисты ForUm’а в этот прогноз не верят и утверждают: есть еще порох в пороховницах у наших мужчин. Ну а все разговоры о том, что «настоящие» перевелись – лишь досужая болтовня.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3475