Оплачивая за импортный газ одну из самых высоких цен в Европе, Украина благодаря добыче сланцевого газа получила реальный шанс за несколько лет достичь энергетической независимости.

Ни для кого не секрет, что Украина относится к государствам, экономическое развитие которых в значительной мере сдерживается дефицитом собственных энергоресурсов. Неудивительно, что в таких условиях в последние годы Украина активно занимается поисками энергетического «инвестора» внутри страны. Мировой опыт достижения энергетической независимости государствами, которые, казалось бы, исторически обречены сидеть на «игле импортного газа», демонстрирует перспективность добычи нетрадиционных видов газа, в частности сланцевого.

Показательный пример – соседняя Польша, которая сейчас активно эксплуатирует вопросы использования сланцевого газа, видя в этом основу энергонезависимости. Себестоимость его у соседей составляет 300$, тогда как стоимость российского газа – 500$. За несколько лет страна выдала 44 концессии на поиск нетрадиционных источников газа, а последние социологические исследования свидетельствуют о поддержке 90% населения Польши использования сланцевого газа.

На этом фоне перспективным выглядит факт формирования залежей сланцевого газа в пределах большей части территории Украины. Большинство экспертов сходятся во мнении, что по его запасами Украина занимает 4 место в Европе после Польши, Франции и Норвегии. Так, по разным оценкам, объемы запасов сланцевого газа в Украине составляют от 5 трлн кубометров до более 7 трлн кубометров.

В пользу использования сланца говорит и наличие развитой сети газопроводов, которые могут обеспечить оперативную доставку добытого газа, одновременно исключая затраты значительных средств для строительства новых трубопроводов.

При этом не стоит забывать, что одним из главных преимуществ «сланца» является его нахождение у потенциального потребителя, а это, в свою очередь, может существенно влиять на конечную себестоимость ресурса, а также снять для Украины с повестки дня вопрос строительства газопроводов в обход страны.

Стоит добавить, что историческое подписание 24 января в Давосе соглашения между компаниями Shell и «Надра Юзовская» о разделе продукции от добычи сланцевого газа на Юзовском участке в Харьковской и Донецкой областях нашло и своих немногочисленных оппонентов, которые апеллируют к экологическим угрозам, которые, мол, может нести этот процесс.

Стоит добавить, что подобного рода критика, фактически не подкреплена конкретными фактами экологических последствий или природных катаклизмов, имеет место в Украине, таинственным образом появлялась в каждой стране, где обсуждался потенциальная добыча этого вида нетрадиционного вида газа.

Примером этого является Болгария и Франция, на территории которых действует полный запрет на работы по добыче сланцевого газа. Во Франции мощное атомное лобби добилось запрета для уменьшения конкуренции, а на территории Болгарии российские энергетические компании разыграли «шахматную партию» в свою пользу, используя неосведомленность населения.

В то же время ведущие ученые и специалисты отмечают, что под соответствующими обвинениями кроется рука заинтересованных сторон, тогда как экологическая угроза является надуманной. В частности, по словам и.о. директора Львовского отделения Государственного геологоразведочного института Ярослава Лазарука, залежи сланцевого газа залегают на глубине свыше 2,5 километра, а водоносные горизонты расположены на глубине до 500 метров, то есть эти разработки не пересекаются. В связи с этим, по его убеждению, работы по добыче сланцевого газа не приведут к почвенным провалам и тем более к сейсмическим сотрясениям.

В свою очередь директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич задается вопросом, почему американцы, имеющие в несколько раз выше экологические требования и стандарты, не боятся на собственной территории добывать сланцевый газ, то почему мы должны этого бояться?

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

868