Вице-мэр Ялты Сергей Карнаух заработал миллионы на распродаже заповедного крымского леса, парков и пляжей. Сейчас его главная цель – стать мэром и получить неограниченный контроль над землей Большой Ялты.

Он часто приезжает в Ялтинский горсовет задолго до начала рабочего дня. Сергей Карнаух выходит из черного «Лексуса» (около 120 тысяч долларов), бросает взгляд на украшающий запястье хронометр «Бреге» (около 30 тысяч долларов) и пружинисто поднимается на второй этаж – в свой кабинет. Так же – бодро и энергично – принадлежащее ему агентство недвижимости «Ренессанс» распродает «золотые» гектары Южного берега Крыма. Наши журналисты прикинулись покупателями и проверили, сложно ли приобрести землю в заповеднике. Оказалось, никаких проблем. Сотку горного леса возле санатория «Долоссы» контора Карнауха продает за 20 тысяч долларов, а под водопадом Учан-Су – за 25 тысяч. Редакция располагает документами и фотографиями, подтверждающими участие фирмы вице-мэра в теневых схемах приватизации и распродажи крымской земли – все эти доказательства представлены ниже.

«СЕРЕГА ПОЛГЕКТАРА»

 
«Сергей Дмитриевич работает с землей еще с 90-х. Начинал с малого, а теперь друзья его зовут «Серега полгектара». Потому что он постоянно говорит: «Я мелочами не занимаюсь: как минимум 50 соток», – чиновник, возглавляющий одно из управлений ялтинского горисполкома, сдержанноулыбается – с почтением к такому размаху. В Ялте участок площадью 50 соток стоит около миллиона долларов – красивая цифра, дающая представление об аппетитах вице-мэра.
 
Если вы хотите построить дом в заповеднике, отхватить себе кусочек старинного парка или поселиться на окраине всемирно известного Никитского ботанического сада – добро пожаловать в агентство недвижимости «Ренессанс». Вся Ялта знает: группа компаний «Ренессанс», заполнившая центр города своей рекламой, – это детище Карнауха и главный
источник доходов вице-мэра. Формально он пять лет (с 2005 по 2010-й) работал в группе «Ренессанс» на руководящих должностях, а сын Сергея Карнауха, 27-летний Дмитрий, ставший в прошлом году по протекции отца мэром прибрежного городка Алупка в составе Большой Ялты, руководил одним из предприятий группы – теннисным клубом «Ренессанс-Юг».

Кстати, название «Ренессанс» носит и ялтинская футбольная команда, которую спонсирует Карнаух-старший. В общем, где «Ренессанс» – там Карнаух. Прокуратура, при желании (а мы рассчитываем, что после данной публикации желание появится) легко обнаружит документальные подтверждения того, что «АН Ренессанс» было основано Карнаухом и до
сих пор находится под его контролем, являясь его основным источником доходов.
 
«Схема простая, – продолжает откровенничать подчиненный Карнауха. – Допустим, решил кто-то подготовить на продажу (это местный синоним слова «украсть» – ред.) земельный массив в Ялте. Берут несколько «лохов» с местной пропиской, городской совет принимает
решение нарезать этот массив на участки под индивидуальное строительство.

Бесплатно, как по закону положено. Потом на «лохов» оформляют государственные акты, платят им 5% от стоимости земли, они взамен выписывают доверенности на распоряжение участками – и все, до свиданья.
 
Теперь землю можно продавать, только по документам будет не один большой участок, а много маленьких».
 
Именно так – много маленьких участков по соседству – продает большие объемы земли агентство недвижимости «Ренессанс». Официальный сайт агентства (renessans.crimea.ua) прямо набит такими предложениями. «400 соток в Мисхоре, 4 миллиона долларов, госакты», «50 соток в историческом Мордвиновском парке, 2,5 млн долларов, госакты под строительство индивидуальных жилых домов», «32 сотки в районе Холма славы,
1,2 миллиона долларов, госакты под строительство индивидуальных жилых домов». И таких однотипных предложений – десятки (смотрите подтверждающие скриншоты с сайта).
 
 
 

«

«УЧАСТКИ В МОРДВИНОВСКОМ ПАРКЕ УЖЕ ПРОДАНЫ»

 
Сайт «Ренессанса» вообще очень интересен – там, например, есть предложения купить землю на территории Мордвиновского парка, который был заложен еще в начале 19 века вокруг усадьбы царского министра – графа Мордвинова. При СССР графский дворец и парк принадлежали Центральному военному санаторию Минобороны, потом – в начале 2000-х, здравницу у военных отняли при участии небезызвестного замминистра Валерия Иващенко.
 
Структуры, связанные с Иващенко, и его крымскими однопартийцем-бютовцем Сергеем Велижанским, получили сначала здания санатория, а потом, в 2007 году - и землю парка. Горсовет Ялты, в котором большинство представляло Партию регионов, почему-то принял решение передать парковую территорию связанным с бютовцами коммерческим структурам. Теперь Иващенко сидит (в том числе и за разграбленный санаторий), но уничтожение здравницы и парка продолжается – и фирма Карнауха принимает в этом посильное участие.

Звоним по указанному на сайте телефону, говорим, что представляем крупного киевского бизнесмена: шеф якобы подыскивает хороший участок под строительство пары коттеджей – для себя и для детей.

«С Мордвиновским парком вы опоздали – там уже все распродано, остались только 12 соток. Мы просто не успели объявление с сайта снять», - менеджеру Людмиле явно не хочется терять крупного клиента, и она тут же предлагает другие варианты: «Есть большие участки в горном лесу над Ялтой. Хотите посмотреть?» Конечно, хотим.

«ЭТО ЦЕЛЕБНОЕ МЕСТО…»

«Ялтинский горно-лесной заповедник» – написано на придорожном щите, мимо которого поднимается наша машина – вверх, в гору, к санаторию «Долоссы». Этот санаторий, расположенный на территории заповедника, уже несколько лет в центре скандала – в 2008 году Массандровский поселковый совет принял решение выделить 2 га в окрестностях здравницы двум частным фирмам. В прошлом году прокуратура отменила незаконное решение, но, как мы убедимся, подобных решений было много и застройка заповедника продолжается.

Серпантин делает очередной крутой поворот. «Стоп, это здесь», - командует Люда. Ялтинский горно-лесной заповедник тянется вдоль Главной гряды Крымских гор узкой лентой: , внизу он граничит с Ялтой, южнобережными поселками и виноградниками, а наверху – с Крымским природным заповедником. Сейчас мы находимся примерно в центре этой ленты – посередине между Массандрой и Крымским заповедником.

Выбираемся из машины, я с наслаждением вдыхаю коктейль морского и хвойного воздуха. Вокруг здоровенные сосны, под ногами – ковер из хвои, кое-где сквозь него уже пробиваются подснежники – этот январь выдался необычно теплым.

Людмила показывает нам участок: еще несколько лет назад это была просто поросшая лесом ложбинка, но кто-то из предыдущих хозяев уже спилил часть деревьев и начал строительство – на полысевшем участке торчит бетонный фундамент. Затем стройку бросили (может, испугались?), а теперь, получается, решили избавиться от земли. Прямо над фундаментом высится огромная сосна – позже мы с коллегой вернемся на это место вдвоем и попытаемся ее обнять – не получится.

«Отсюда видна только часть территории – участок продолжается вниз, общая площадь – 55 соток», – поясняет риэлтор, пока я делаю фото. Спускаюсь ниже и убеждаюсь – более половины выставленной на продажу земли – это нетронутый сосновый бор. Заповедник.

«По документам здесь четыре участка по 14 соток, – Люда передает мне пачку документов, – конечно, с разными хозяевами». Подчиненная Карнауха перебирает листы тонкими пальцами, показывая мне госакты. Все четыре участка Массандровский поссовет выдал в декабре 2004 года – когда в Украине царил хаос «оранжевой революции».

Подпись: общий вид выставленной на продажу территории. Разрыв посередине участка – это газопровод среднего давления. Красными кружками отмечены точки, откуда были сделаны фото 6 и 7, стрелки показывают направление объектива.

Подпись: планы участков и госакты на землю.

«Здесь чудесный воздух, идеальное место для людей с больными легкими. Стоимость – 20 тысяч долларов за сотку, весь участок – 1 миллион 100 тысяч» , – говорит риэлтор. Вот по каким ценам уходит земля в заповеднике! Неудивительно, что за последние 13 лет несколько скромных домиков, прилепившихся к забору санатория «Долоссы» (в них жил персонал
здравницы) превратились в целый коттеджный поселок. Всю эту землю Массандровский поссовет раздал уже после 2000-го года. Раздал бесплатно – а потом организаторы теневых схем заработали на продаже участков миллионы долларов. В Крыму это называют хорошим емким словом – дерибан.

ДВОРЦЫ ВМЕСТО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Следующий объект, который нам предлагают купить, тоже находится высоко в горах – от него меньше километра до знаменитого Учан-Су – самого высокого, полноводного и популярного у туристов крымского водопада. Мы спускаемся в Ялту, а потом снова поднимаемся в заповедник, к детскому лагерю «Исары». Он стоит в реликтовом сосновом лесу, на берегу речки Учан-Су или Водопадной. У здравницы трудная судьба: несколько лет назад лагерь объявили банкротом, и часть корпусов – якобы для покрытия долгов – передали некому Жилищному кооперативу индивидуальных застройщиков «Исары».

Права собственности на землю у лагеря никогда не было (ведь он находится на территории заповедника), поэтому, чтобы получить вместе с корпусами землю, была реализована классическая для Крыма схема. Хозяйственный суд Крыма в ноябре 2006 года принял решение, обязавшее Ливадийский поселковый совет выдать кооперативу более 8 гектаров земли и еще почти 3 гектара передать в аренду. Судебное решение явно противоречило
Земельному кодексу, который запрещает местным советам распоряжаться территориями заповедников. Однако Ливадийский поссовет, вместо того, чтобы оспорить сомнительный судебный вердикт, послушно его исполнил – и 11 гектаров заповедного леса ушли под застройку. Часть этой территории нам и предлагают приобрести – по 25 тысяч долларов за сотку.

В Исарах постоянно слышен шум Учан-Су – он сливается с тихим рокотом речки и отлично успокаивает. Въезд в элитный поселок перекрыт шлагбаумом, рядом дежурит сторож. .Люда кивает ему и продолжает щебетать: «Территория очень большая, больше ста гектаров. Полянка наверху, крутой склон к реке, русло и еще около 25 соток на другом берегу».

Брожу по участку, осматриваюсь. Поляна в кольце вековых сосен (они тоже входят в продаваемую территорию), почти отвесный спуск речке, густой лес на другом берегу. И никаких следов построек или асфальта. Совсем непохоже, что этот участок еще недавно был частью детского лагеря. Скорее поверишь, что выставленную на продажу землю оттяпали у заповедника уже после банкротства детской здравницы. Сейчас агентство Сергея Карнауха просит за участок под Учан-Су 2,75 миллиона долларов – по 25 тысяч за сотку.

40 СОТОК ВОЗЛЕ БОТАНИЧЕСКОГО САДА

Риэлтор предлагает посмотреть еще один участок – 40 соток к Никите, поближе к морю, недалеко от ботанического сада. «Только нужно в темпе, а то у меня скоро встреча со следующим клиентом», – говорит Людмила. Похоже, дела у агентства Карнауха идут неплохо.

Последний из трех показанных нам участков находится на территории парка бывшего поместья графа Устинова, между селами Никита и Отрадное. Здесь растут уже не сосны, а кипарисы, кедры, секвойи. Цена для Ялты умеренная – 12 тысяч долларов за сотку.

«По документам здесь семь участков, оформленных на разных людей. Вот как они расположены, – передает мне листок Людмила. – Земля выделена под строительство жилых домов, но можно переделать под высотку. Хотя вам ведь это не нужно?».

Я киваю, глядя на недостроенную элитную многоэтажку в паре сотен метров от предлагаемого участка. Это «Никитский дворец» – один из самых престижных в регионе жилых комплексов. Жилая застройка – самая активная отрасль экономики Ялты, и через десяток лет в регионе будут сотни таких домов. Если бы застройщики получали землю от городских властей, а не от организаторов теневых схем, каждый такой комплекс апартаментов приносил бы бюджету миллионы долларов. А пока агентство Карнауха предлагает мне заплатить полмиллиона неназванному продавцу.

УКРАДЕННЫЕ ПЛЯЖИ

Среди предложений «Ренессанса» полно жилья «со своим пляжем». Это при том, что понятия «частный пляж» на Украине не существует в принципе – вся прибрежная полоса принадлежит государству, ее можно взять в аренду, но нельзя, не нарушая закона, запретить людям там отдыхать. Иметь свои пляжи, куда можно не пускать «чужих» разрешено только здравницам и детским лагерям. Вся остальная прибрежная территория должна быть  общедоступной, но десятки заборов, перегородившие крымское побережье, доказывают, что закон в Украине – фикция.

Совет министров Крыма уже несколько лет ведет борьбу за свободный доступ отдыхающих к берегу моря. Премьер Анатолий Могилев на днях в очередной раз пугал нарушителей закона: «Пляжи – это собственность граждан Украины, а не местных князьков. Каждый незаконно установленный шлагбаум должен быть демонтирован, а его собственник – нести ответственность».

 
Могилев – глава крымской организации Партии регионов, и он, наверное, даже не в курсе, что его ялтинский однопартиец успешно распродает жилье «со своим пляжем». «Элитные апартаменты в жилом комплексе, 840 тысяч долларов, свой закрытый пляж», «трехэтажный эллинг, 1 миллион 40 тысяч долларов, свой пляж» – таких объявлений на сайте «Ренессанса» полно.

Есть даже инвестиционное предложение: «80 соток со своим пляжем под строительство жилого комплекса». Цена – полтора миллиона долларов.

УКРАЛ, ПРОДАЛ – В МЭРЫ?

Нет сомнений, Карнаух не смог бы так нагло и успешно торговать ялтинской землей, если бы не его пост в руководстве города. Влияние на депутатов горсовета дает вице-мэру возможность проталкивать решения о выделении земли правильным людям, служит защитой от интереса прокуратуры.

Влиятельные ялтинцы говорят, что главным сдерживающим фактором для земельных аппетитов Карнауха был Алексей Боярчук, занимавший до декабря прошлого года пост мэра города. Боярчук, юрист по образованию, якобы требовал действовать осторожнее и не впутывать горсовет в сомнительные земельные схемы. За это он, по слухам, и поплатился. В городе говорят, что неожиданную отставку «регионала» Боярчука (тот ушел по команде партийного руководства) пролоббировал Карнаух вместе с «донецким» секретарем горсовета Сергеем Илашем.

Внеочередные выборы мэра должны состояться до начала лета. Судя по настроениям в городе, победа, обязательно достанется кандидату от Партии регионов, и Карнаух, похоже, надеется, что этим кандидатом будет он. «Вот только его могут и не выбрать – людей раздражает, что сын – мэр Алупки, а папаша рвется в мэры Ялты. Тогда придется «рисовать» голоса», – рассуждает чиновник горсовета – тот самый, с цитаты которого началась статья.

Источник: «Экономика».

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3149