Вячеслав Игрунов, директор Института гуманитарно-политических исследований специально для "Евразии"

Удивив многих, украинские выборы не принесли сенсаций: большинство мест в Верховной Раде досталось партиям Майдана. И сколько бы ни тешили себя их противники, называя победительницей Партию регионов, очевидно, что Янукович обеспечил высокий результат, отняв голоса у своих потенциальных союзников – прежде всего у Блока Витренко - и оставив себя в одиночестве. Победа же досталась «оранжевым».

«Проигравший» Ющенко оказался перед сложнейшей проблемой – создать эффективное правительство и сохранить при этом единство Украины. Но свою главную задачу он решил: его власть легитимизирована народным волеизъявлением – в этот раз совершенно законным. И сегодня «бело-голубые» обращаются к нему, признавая за ним право арбитра. Но что делать с этим правом?

Вряд ли многие помнят, что популярность Ющенко взросла на обеспечении социальных выплат его правительством на рубеже веков. Тем более не помнят, что реально этот успех был обеспечен работой вице-премьера Юлии Тимошенко. Может быть, не помнят и страстной борьбы Юлии Владимировны с режимом Кучмы тогда, когда Виктор Андреевич не решался отозваться на призыв улицы. Зато многие помнят, как пламенная вдохновительница Майдана едва ли не за руку привела Ющенко к президентскому креслу. И вот теперь вновь ее упорная работа с украинскими избирателями обеспечила «оранжевым» большинство в Раде. Разве не ей по праву принадлежит пост премьера?

Однако как тяжело дается такое простое решение! И это неудивительно. Дело здесь даже не в чрезмерных амбициях Юлии Владимировны. Дело в том, что, стремясь к власти, и желательно, власти абсолютной, Тимошенко опиралась, опирается и, вероятно, будет опираться на симпатии улицы, а значит на социальный запрос, на чувство справедливости простого человека. Не раз в истории народные трибуны утверждали свою личную власть, эксплуатируя протест униженных и потакая страстям толпы. Но это не та власть, с которой готовы смириться «оранжевый» президент и его окружение. Что бы ни говорили вожди перед камерой телевидения, но люди, сплотившиеся вокруг Ющенко, пришли во власть с мечтой о большом бизнесе, и они не намерены наступать на грабли во второй раз – первое премьерство Тимошенко причинило им немало вреда.

В этом отношении политики, оказавшиеся в списках Партии регионов, ближе команде Ющенко – Порошенко, Жвании, Червоненко, чем вчерашняя соратница. Победа с ней может оказаться для них пирровой победой, и они гораздо охотнее пойдут на примирение с «бело-голубыми», чем продолжат революцию с неистовой Юлией. Раньше или позже вчерашние противники – Ющенко и Янукович – волей логики должны оказаться по одну сторону баррикад, а Тимошенко во главе левых партий - по другую. И национально озабоченный электорат запада страны будет с ней же.

Однако что же будет с избирателями Януковича? Ведь они голосовали за партию востока, а не за партию олигархов? Жесткое разделение нации во время президентских выборов и высокий уровень доверия Януковичу на парламентских выборах, несмотря на его очевидную слабость, свидетельствует, что для этой части избирателей противопоставление национализму играет более важную роль, чем любые другие мотивы. Союз Януковича с Ющенко неизбежно оттолкнет от Партии регионов значительную часть электората, а социальные проблемы, которые неизбежно будут нарастать, оставят политическими сиротами многих и многих сторонников Януковича. Этим людям придется определяться. И, вероятнее всего, в этой среде возникнет новая левоориентированная партия, симметричная партии Юлии Тимошенко. Если, конечно, талантливая Тимошенко мягко не дистанцируется от националистов, чтобы «оседлать» и протестный электорат на востоке. И тогда избиратели-националисты станут играть лишь вспомогательную роль при мощном протестном движении Украины.

Теоретически говоря, умелые действия правительства и быстрое экономическое развитие могли бы предотвратить сползание Украины к социальным потрясениям. Однако любое современное правительство оказывается заложником идеологических императивов национализма. До сих пор правительства Ющенко проводили жесткую антироссийскую политику, и она уже практически остановила экономический рост. Изменить курс на противоположный, похоже, Ющенко не в силах. Слабые попытки сделать реверансы в пользу ЕЭП обмануть никого не могут: они рассчитаны на торможение роста цен на энергоносители и на выигрыш времени, необходимого для модернизации металлургии и химической промышленности. Россия не только не снизит тарифы на газ – не зря объявлено об утроении цен даже для Белоруссии, – но и будет их поднимать, параллельно используя конфликты с Украиной для решения внутренних проблем. А это значит, что модернизацию экономики Украина вынуждена будет проводить в сложных условиях, экономя на всем, прежде всего – на социальных программах. Что неизбежно будет усиливать протестное поведение и «королеву улицы» – Юлию Тимошенко. А если левое, левопопулистское движение сумеет серьезно дестабилизировать ситуацию и привести к политическому кризису, то будут поставлены под вопрос иностранные (да и внутренние) инвестиции. Тогда страну ждет новая «революция».

С какой бы стороны не рассматривать политическую ситуацию на Украине, главный вывод напрашивается сам собой: впереди трудности, и трудности серьезные. После долгих лет упадка и недолгих лет роста экономики украинцам трудно будет смириться со своим положением. И правительству придется выбирать: или отказ от олигархической республики и мобилизационная экономика во имя национальной независимости, или движение к демократии при опоре на экономический рост, который легче всего можно обеспечить в сотрудничестве с Россией. Только готова ли теперь Россия идти навстречу своей исторической сестре?

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2545