Чем закончится паспортный скандал, разразившийся недавно в Закарпатской области, пока представить трудно. Однако очевидно, что ситуация с массовой выдачей венгерских паспортов в Берегово придала новой остроты непростым двусторонним отношениям между Украиной и Венгрией с непредсказуемыми последствиями.

Что сейчас происходит в Берегово и Закарпатье в целом, а также о «российском следе» в регионе в интервью сайту «Сегодня» рассказал председатель Закарпатской областной государственной администрации Геннадий Москаль.

- Как на сегодня решается проблемная ситуация в Берегово после паспортного скандала?

- А что там в Берегово случилось? Там нет никаких антиукраинских настроений. Закарпатье не поддерживает тот негатив, который пишется, делается в Киеве, в т.ч. заявления Климкина и т.п. Потому что на Закарпатье 1100 лет живут вместе венгры, украинцы и представители других национальностей. Кто является закарпатцем, коренным жителем, а не пришел на Закарпатье уже после 1946 года в результате миграционных процессов, у каждого есть от капли до литра венгерской крови. Но никто этого не может отрицать. Спекулируют на этой теме люди, которые совершенно не разбираются в ситуации на Закарпатье, не знают ее изнутри.

– Насколько сейчас Россия может использовать межнациональный вопрос для раскачивания обстановки в Берегово и на Закарпатье в целом?

- Россия постоянно использовала ситуацию, я неоднократно об этом говорил. Но мы дали этому отпор. Например, подожгли один раз офис КМКС (Общество венгерской культуры в Ужгороде, – авт.), мы – раскрыли. Второй раз подожгли, а все нитки повели в Приднестровье к МГБ. Кто такое делает? Там кадровый офицер ФСБ возглавляет приднестровское МГБ. Кроме того, провокаторы хотели массовую драку в Ужгороде устроить, когда венгры праздновали национальный праздник. Но тогда 53 человека остановили на КПП «Нижние Ворота». У них были балаклавы, ножи, дубинки, металлические предметы и т.п. Потом еще наши службы зафиксировали машины провокаторов, стоявшие в районе Сколе. Никого не пустили, всех идентифицировали. Все, что подпадало под действие Уголовного кодекса Украины, было изъято. Открыты уголовные производства. Это была целая серия. В Берегово были поджоги машин. Их тоже раскрыли.

- Кто непосредственно участвовал в этих антивенгерских провокациях в Берегово?

- Это осуществляли тоже не наши, концы довели до жителей Киевской области. Закарпатцы никогда не «подпишутся» на такое, даже если они будут правых, левых или каких-то иных крайних взглядов. Они не хотят жечь собственный дом. Это все понимают, независимо от политической принадлежности.

- Почему тогда сформировалось мнение, что венгры на Закарпатье занимают антиукраинскую позицию?

- Ходят всякие политологи, «провидцы», общественные деятели и т.д., которые ни разу на Закарпатье и в Берегово не были, но «знают», что там никто не разговаривает на украинском языке. Однако венгров в Берегово всего насчитывается 48%, а 52% – это украинцы или представители других национальностей. В чем проблема?! Для чего туда вводить какие-то внутренние войска или еще что-то?! Это не меня удивляет, а удивляет местную общественность. Что, некуда деть военных? Кстати, что касается вопроса с контрактниками, дескать, многие контракт не продлевают и набор очень тяжело идет, то по Закарпатью я спрашивал у военного комиссара, а он говорит: «У других ситуация с контрактниками немного лучше, но все равно план по набору контрактников не выполняется». Так что, если есть лишние силы, киньте их на Луганскую или Донецкую области.

- Насколько сегодня накалена обстановка на Закарпатье после паспортного скандала?

- У нас самая низкая криминогенная ситуация в области. Во всех венгроязычных селах уже и не помнят (о каких-то серьезных преступлениях. – Авт.). Возможно, там еще при Австро-Венгрии кто-то украл велосипед и т.п. Если мы выбрали стратегический курс на Европу и в НАТО, решили закрепить это в Конституции, то, наверное, нам не надо на границе с Евросоюзом заниматься ерундой и бряцать оружием, вводить туда какие-то военные формирования и тому подобное. 

- Часто звучит критика в адрес представителей венгерской общины, что они не являются патриотами Украины, легко приобретают гражданство Венгрии и так далее. Есть ли основания так считать?

- Напомню, если, например, брать добровольческое движение, то первый доброволец из Закарпатья, который пошел на восток Украины и погиб в АТО, был венгр из Берегово. Он служил в 128-й горно-пехотной бригаде, которая дислоцируется в Мукачево, Виноградовском районе и городе Ужгород. Масса контрактников – венгры. Что тут говорить?! Вот кто-то что-то вбил себе в голову и сам с перепугу начинает пугать Украину разными страшилками, которые не имеют под собой никаких оснований.

Дмитрий Дубенский, Сегодня

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом