Столичная политическая элита вышла из состояния глубокой прострации, в которое погрузилась после поражения на выборах Александра Омельченко. Пробуждение получилось на редкость тяжелым и неприятным: недееспособная Киеврада и два одновременно работающих столичных мэра внесли сумятицу в местную политическую жизнь, но договариваться о разрешении этой странной ситуации политики пока не хотят. Результатом несговорчивости могут стать досрочные выборы.

Раскол
Еле тлевший конфликт между «несистемным» новым мэром Леонидом Черновецким и «системной» столичной элитой с неожиданной силой разгорелся в минувшую пятницу. Звучавшие всю первую половину апреля туманные намеки лидеров партийных организаций, получивших представительство в Киевраде, на неправильное поведение нового мэра вылились в карикатурный раскол самой Киеврады и открытое противостояние депутатов и г-на Черновецкого.

Сигналом к началу боевых действий послужил сам факт проведения первой сессии столичного горсовета, на которой Леонид Черновецкий должен был получить удостоверение киевского городского головы из рук главы горизбиркома. До последнего момента было неясно, состоится ли вообще депутатское собрание: Шевченковский районный суд по жалобе Александра Омельченко объявил незаконным проведение сессии 14 апреля. Однако в последний момент Апелляционный суд, куда обратились представители г-на Черновецкого, признал сессию законной. После чего неожиданно для многих сорвать мероприятие попытались фракции БЮТ, ГАК и «Поры–ПРП», теоретически составляющие большинство в новой Киевраде (почти все депутаты этих фракций просто не пришли на первое заседание горсовета). В итоге сессия состоялась с минимально возможным кворумом из 61 человека, и этого, тем не менее, оказалось достаточно для официального объявления Леонида Черновецкого столичным городским головой. Дальнейшее развитие событий напоминало театр политической сатиры. После этого Леонид Черновецкий чуть ли не приступом взял кабинет Александра Омельченко, а последний, покидая здание администрации, заявил, что все равно будет управлять городом, так как, хотя и перестал быть городским головой, но по-прежнему остается председателем Киевской госадминистрации (норма Закона «О столице Украины — городе-герое Киеве» определяет, что городской голова Киева назначается и председателем столичной госадминистрации согласно указу Президента). Виктор Ющенко такого указа пока не подписал, и, если пауза затянется, в исполнительной власти Киева могут образоваться два центра принятия решений, а чиновники получат право выбора, какому из мэров им лучше подчиняться.

Еще один центр оппонирующей Леониду Черновецкому власти создается в Киевраде. Уже вечером пятницы лидеры фракций, проигнорировавших первое заседание горсовета, попытались объяснить свое поведение. Виталий Кличко, возглавляющий блок «Пора–ПРП», Александр Пабат («Гражданский актив Киева») и Николай Томенко, представляющий БЮТ, объявили о создании коалиции «Справедливый Киев», как бы являющейся большинством. Николай Томенко заявил, что не видит возможности сотрудничества с политическим силами — союзниками новоизбранного мэра, пояснив это тем, что вокруг него собирается старая команда управленцев. «Нас пугает тот факт, что Леонид Черновецкий ни разу не обмолвился о своей программе развития города», — сказал Николай Томенко.

Правда, чуть позже БЮТ нашел более убедительную причину своей оппозиционности. Юлия Тимошенко сообщила о тягостном впечатлении от того, что «именно в Киеве создана коалиция между Партией регионов, блоком «Наша Украина» и новоизбранным мэром Черновецким». Хотя этот аргумент выглядит не менее странно, чем предыдущие. Названные фракции в сумме имеют не более 41 голоса, что делает какую-либо коалицию просто бессмысленной. А главное — состоявшаяся сессия не приняла никаких решений, тем более касающихся создания каких-либо союзов.

Красно-белые интриги
Судя по всему, ситуацию вокруг формирования новой киевской власти усложняет вмешательство политиков высшего ранга, привносящих в доныне спокойную партийную жизнь Киева отголоски бурь «настоящей» политики. Столичную ячейку НСНУ курирует Николай Мартыненко, входящий в ближнее окружение Виктора Ющенко. А злые языки говорят о том, что экс-секретарь СНБО Петр Порошенко лично оказывает помощь Леониду Черновецкому в юридической борьбе с оппонентами, стремящимися помешать пришествию последнего во власть.

Более экстравагантную версию причин активного участия политиков первого эшелона высказывают недоброжелатели Юлии Тимошенко. Согласно ей кресло киевского мэра должно послужить запасным аэродромом для самой Юлии Владимировны в случае ее поражения на переговорах по созданию правящей коалиции. Если леди Ю не сможет добиться поста премьер-министра, то оставшееся до президентских выборов время ей лучше пересидеть не в ранге лидера одной из парламентских фракций, а в должности руководителя столицы Украины.

Кстати, сам Александр Омельченко ранее неоднократно заявлял, что если и уступит свое кресло, то только женщине, «которую мы все хорошо знаем».

Хотя все может быть гораздо прозаичнее. Столичная оппозиция, решившая в прошлом году не связываться с, казалось бы, непотопляемым Александром Омельченко, теперь кусает локти: исходный рейтинг Леонида Черновецкого был не выше рейтинга Николая Томенко, а Виталий Кличко, похоже, также до конца не веривший в возможность победы над многолетним хозяином города, вел избирательную кампанию слишком спокойно, если не сказать вяло, периодически сообщая о своих телефонных переговорах с несменяемым мэром Киева. Циники говорят, что достаточно спокойное поведение, казалось бы, основных конкурентов Александра Омельченко объяснялось некими договоренностями. Однако неожиданное поражение теперь уже экс-мэра поставило их участников в дурацкое положение, и виноват в этом Леонид Черновецкий. Смыть позор теперь можно, только отыграв ситуацию назад и организовав новые выборы мэра.

Несуществующее большинство
Впрочем, нынешнее положение столичных политиков выглядит не менее странно. Приемы политической борьбы почетного президента концерна «Правэкс», как ни странно, сильно напоминают аналогичные действия Юлии Тимошенко. Прежде всего — это апеллирование не к политикам или хотя бы журналистам, а обращение непосредственно к избирателям. Едва получив удостоверение мэра, новый городской голова заявил о преступных деяниях уходящей власти. Имеется в виду якобы подписанное Александром Омельченко 5 апреля распоряжение о создании «Киев-энергохолдинга», которому передаются принадлежащие городу акции «Киевэнерго», водоканала и «Киевгаза». И своим первым распоряжением новый городской голова аннулировал это распоряжение. После чего оппоненты Леонида Черновецкого оказались в крайне неприятной ситуации. Последовавшее через несколько часов заявление представителей «Справедливого Киева» о судебном обжаловании законности проведения сессии вполне может быть представлено сторонниками Леонида Михайловича как нападки злобных олигархов (один из инициаторов создания «Киевэнергохолдинга» Андрей Иванов занимает почетное 13 место в списке БЮТ, а Юрий Бондарь, возглавляющий Муниципальную сервисную компанию, которую связывают с этим же холдингом, вошел в пятерку ГАКа).

Кроме того, большинство на базе БЮТа, ГАКа и «Поры–ПРП» пока только задекларировано. Трое депутатов из «Поры–ПРП», среди которых экс-мэр Киева Иван Салий, невзирая на решение однопартийцев, пришли на сессию, не допустив тем самым ее срыва. В дальнейшем ситуация с пробютовским большинством будет только усугубляться. Во фракциях «Справедливого Киева» хватает крупных бизнесменов, которым ни повторные весьма затратные выборы, ни ссора с новым мэром не нужны. Хотя положение противоположной стороны не легче — раскол Киеврады на две части в любом случае парализует ее работу: даже если какая-то часть организует большинство из 61 или 62 депутатов, сколько-нибудь эффективная деятельность горсовета окажется невозможной.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2391