Весна – пора экспериментов. Сняв тяжелые пальто, мы стремимся выглядеть ярче и эффектнее. Решаемся на смену образов и обновляем гардероб. Однако не всегда наши попытки преобразиться после зимы оказываются успешными.

О том, как не переусердствовать в этом вопросе, о последних  модных тенденциях и о том, как кризис может изменить отношение к себе, в интервью ForUm’у рассказала  стилист-имиджмейкер Александра Моргун.

- Александра, каково это - быть специалистом по шоппингу в Украине? Насколько у нас развито данное направление?

- Услуга личного шоппинг-ассистента новая на нашем рынке и воспринимается, как нечто необычное. Сегодня ее относят скорее к люксовой категории. Украинцы думают, что подобного рода консультации стоят очень дорого, хотя это не так.

В столице стилистов уже достаточно много. А вот в регионах найти хорошего специалиста бывает сложно. Но нам в некотором роде помогают СМИ. Сейчас очень много телепередач, которые популяризируют работу со стилистом, показывая,  как это здорово – пойти в магазин с консультантом, который подберет для тебя подходящие вещи.

Сопутствующим фактором, как ни странно, стал и экономический кризис. Люди поняли, что не могут покупать все, что хочется, что покупки должны быть максимально практичны. Всем ведь известна проблема: «шкафы ломятся - носить нечего».  Ввиду этого многие решаются прибегнуть к услугам профессионалов.

Думаю, со временем услуги шопперов станут более популярными. Просто нужно дать людям время привыкнуть к этому. Примерно так же, как сейчас стилистов и имиджмейкеров, еще лет десять назад воспринимали визажистов. Сегодня же профессиональный макияж на свадьбу или просто на каждый день - уже далеко не диковинка. 

- А как у Вас лично возникла идея заняться этим?

- За границей я часто сталкивалась с тем, что имея возможность купить одежду, я не могла определиться, что же мне нужно. Поэтому, вернувшись в Украину, решила записаться на курсы. Там поняла, что это то, чем бы я хотела заниматься по жизни.

Конечно, стартовать было очень сложно. Долгое время я консультировала бесплатно. Но двигалась вперед, знакомилась с новыми людьми, делала стайл-буки, выезжала на съемки. Это стало приносить свои плоды, начало появляться все больше и больше клиентов.

Многие думают, что двухнедельных курсов для стилистов достаточно, чтобы позиционировать себя потом, как высококлассного специалиста. На самом же деле, это такая же сложная наука, как математика и информатика. И для того, чтобы этому научиться нужно ежедневно упорно и долго работать.

Даже, когда ты уезжаешь на отдых, ты все равно работаешь: ходишь по магазинам, оцениваешь ассортимент, обращаешь внимание на марки, бренды. Также приходится постоянно мониторить интернет-ресурсы на предмет новинок, трендов.  Все это очень быстро меняется.

Мой рабочий день, когда работаю над крупными проектами, порой длится по 14 часов, а то и больше. При том, что у меня нет выходных. Но, как говорят, если ты занимаешься любимым делом, то ты не работаешь ни одного дня в жизни.

- А как вы сегодня взаимодействуете с коллегами? Вообще насколько развито сообщество имиджмейкеров, как профессиональный класс?

- Честно говоря, в этом направлении развитие происходит достаточно вяло. У нас пока нет каких-то профессиональных сообществ. Да и встречи специалистов – весьма редкое явление. Даже в Киеве. К тому же на рынке пока присутствует какая-то нездоровая конкуренция. Бывает такое, что чужие идеи кто-то подхватывает и позиционирует, как свои авторские.  Но, мне кажется, это все-таки особенности «старта». Думаю, со временем будет легче двигаться вперед.

- Александра, а как определить, какому стилисту стоит доверять, а какой – далеко не профессионал в своем деле?

- Знаете, на самом деле, это весьма сложный вопрос. Есть даже такое выражение: «стилиста передают из рук в руки». То есть, зачастую уровень специалиста определяется рекомендациями его клиентов.

Но, безусловно, не всегда эта практика работает. И тогда уже люди пытаются найти стилиста в интернете. Изучают странички в социальных сетях, обращают внимание на портфолио, сравнивают работы разных специалистов и определяются.

У меня, к примеру, хорошее портфолио, просмотрев которое, люди имеют возможность оценить мою работу. Видимо как раз срабатывает вот этот фактор экспертности, и они обращаются ко мне за услугами.

  - То есть, если у специалиста нет страницы в соцсетях, это повод задуматься, стоит ли к нему обращаться?

- Не совсем так. Есть люди, которые не пиарятся в интернете принципиально. Их, как я уже сказала,  просто «передают из рук в руки».

Важно так же еще познакомиться с клиентом или потенциальным мастером. Я, например, всегда знакомлюсь с клиентом предварительно лично, после этой встречи человек может либо отказаться от моих услуг, или наоборот продолжить работу со мной. А бывает и такое, что я сама отказываюсь работать с тем или иным потенциальным клиентом, если чувствую, что нет контакта. 

- Чем Вы руководствуетесь в данном случае?

- Для меня важна цель, с которой человек обращается ко мне.  Есть  люди, которые приглашают стилиста, чтобы тот подтвердил, что они обладают прекрасным  тонким вкусом. У меня же несколько иной подход.

Мой стиль работы таков, что основная задача клиента – это довериться мне.  Тогда результат получиться максимально эффективным. Если человек не готов к этому, он уходит.

Как показывает практика, чем больше сопротивлений на пути к конечной цели, тем медленнее результат. Да и получается он не такой полный, как хотелось бы.

- И насколько украинцы готовы воспринимать советы и рекомендации специалистов?

- Вы знаете, как раз кризис стал тем толчком, который дал возможность украинцам поменяться. У меня очень много клиентов из числа переселенцев. К примеру, женщина занимала высокую должность в своем городе,  но вынуждена была в свое время переехать в Харьков и начинать свою жизнь с нуля. Эта ситуация дала ей возможность оценить свои преимущества и недостатки, и сделать шаг навстречу переменам. А их проще всего начать как раз со своего внешнего вида. Да, она знает, что является прекрасным специалистом, но решила, что для движения вперед ей не хватает как раз статусного вида. Поэтому обратилась за помощью к профессионалу.

То же самое касается и тех, кто потерял работу. У меня недавно была клиентка, которая  работала в сфере экономики. Но после кризиса кардинально изменила свою жизнь, ушла в психологию и сейчас ведет свой видеоблог. Ей за 50, у нее прекрасная фигура, она с легкостью пошла на контакт, мы полностью сменили ее гардероб, и выглядит она сейчас роскошно.

То есть кризис заставляет  наоборот нас что-то делать, что-то менять в себе. И не важно, связан он с общей ситуацией в стране или с какими-то нашими личными переживаниями.

- Сейчас в тренде национальный производитель. На Ваш взгляд, насколько соответствует реалиям соотношение цены и качества украинских вещей?

- Украинская мода сейчас действительно в тренде. Для украинских модниц сказать сегодня, что у них платье от Андре Тана – это чуть ли не похвастаться луком от Dolce&Gabbana.  

Что касается соотношения цены и качества, могу сказать, что у украинских дизайнеров есть красивые, качественные и очень модные вещи. Многие мои клиенты, которые раньше могли себе позволить пальто от бренда Max Mara, сейчас абсолютно спокойно его покупают у украинских дизайнеров. Причем, цена весьма приемлемая, а выбор достаточно широкий.

То же самое касается и другой одежды. Есть вещи украинских дизайнеров очень хорошего качества, которые  по цене конкурируют с масс-маркетом. Хотя, безусловно, есть и дорогой сегмент.

-Часто люди рассчитывают, что отечественное должно быть дешевле. На практике это не всегда так.

- Нужно учитывать, что стоимость ткани все равно привязывается к курсу доллара. Плюс, работа тоже стоит денег.

Могу сказать, что многие дизайнеры, чтобы сэкономить, шьют сами, не нанимая швей. В данном случае вещь может стоить дешево. Но, конечно, если задействован наемный труд, то и цена на изделия будет гораздо выше. Я уже не говорю о тех, кто представляет свои коллекции на неделях моды.

Так что, в этом нет ничего удивительного. Учитывая все эти факторы, вещи из Китая даже с доставкой стоят все равно дешевле, чем произведенные у нас в Украине.

- А как тогда обстоят дела с нелюксовой украинской модой?

- У нас есть талантливые люди, которые продают свои вещи по доступным ценам. И я сегодня выступаю за украинского производителя. Единственное, есть проблема в отсутствии больших размеров. Максимум - это «L» и то он не всегда есть в наличии. А все из-за того, что производитель пытается экономить ткань.

В итоге, реализаторы товара жалуются, что для многих покупателей нет подходящего размера. А нужно ведь понимать, что платежеспособный сегмент – это в основном женщины, которые уже самостоятельно зарабатывают и могут позволить себе такие покупки. Но вполне естественно, что после тридцати не у всех идеальная фигура, поэтому подобрать из этого ассортимента что-то себе им становится достаточно сложно.

Студенты же эти вещи покупать не будут в силу их стоимости. Они предпочитают в основном масс-маркет. Там классные модные вещи. Пусть, порой они и одноразовые ввиду своего качества. Хотя, на счет дешевизны этой одежды тоже можно поспорить.  Поскольку вещь стоимостью 40-80 долларов для современных подростков, студентов – это достаточно дорого.

- Куда же им идти одеваться, на рынок?

- Если это думающие студенты, они лучше пойдут в секонд хэнд, чем на рынок. Этим многие пользуются, но молчат. Ребята умудряются находить там интересные вещи, что-то перешивают, что-то делают на заказ. В общем, выкручиваются, как могут.

- На Ваш взгляд, насколько сильно отличается нынешняя молодежь в вопросах следования модным тенденциям?

- Поколение конца 90-ых – начала 2000-ых совсем другое. Они - будто перерожденные мы. Эти ребята видят модные тренды, чувствуют их, понимают европейскую моду. Мы и наши родители не понимали еще, как можно ходить в этом всем сереньком, безликом и висящем. Хотя на самом деле это тонкий французский шик.

Они умудряются из всего хлама, что у нас сейчас на рынке, выбрать какие-то модные классные вещи, находят в масс-маркете какие-то копеечные футболки, которые смотрятся очень-очень круто.

Думаю, что лет через десять вот эти молодые ребята выведут все-таки Украину на более высокий уровень в плане понимания стиля.

- На модных подиумах часто можно увидеть невероятный микс стилей, вплоть до классического пальто в паре с фиолетовыми меховыми тапочками на босую ногу. Как из этого буйства  выбрать то, что было бы носибельным и на улице?

- Знаете, эксперты из индустрии моды говорят, что еще до середины 80-х годов прошлого столетия на подиумах можно было увидеть хоть что-то носибельное. А после 80-х – все, что показывается там – это шоу. Его создают, чтобы нам интересно было смотреть на это зрелище, но не для того, чтобы мы эти вещи носили.

Я всегда советую выбрать одну понравившуюся на подиуме деталь, которая подходит человеку, а потом обыграть ее в образе, смешивая с классическими вещами. Это может сделать каждый и не обязательно для этого быть стилистом.

Конечно, я не могу дать гарантию, что фиолетовые меховые тапочки подойдут под классические черные брюки. Но, на самом деле то, что сегодня многим кажется странным, то, что сегодня носят fashion-редакторы, через несколько лет может прийти на наши улицы, и мы будем относиться к этому абсолютно нормально. Но у них это уже выйдет из моды.

Кстати, девочки, которых мы видим на улицах и думаем: «что она на себя надела?», называя при этом их странными, на самом деле тоже диктуют то, что через пару лет дизайнеры покажут на подиумах. Тренды не берутся с потолка. И существует даже практика, когда фотографы ездят по европейским столицам и снимают как раз вот таких «странных девочек». Потом передают эти снимки в тренд-бюро. Там их изучают и в итоге выдают тренд-буки, в которых написано, что будет модно через пять, а то и десять лет.

- То есть мода абсолютно прогнозируема?

- Совершенно верно. Вот сейчас 2016 год, а тренды просчитаны уже на четыре-пять лет вперед. Уже ткани делаются, а через два года будут готовиться коллекции. То есть, практически предопределено, что будет в моде в 2020 году.

- А совместимы ли, на Ваш взгляд, понятия «практичность» и «стиль»?

- Безусловно. Тем более, сейчас в моде прямоугольный и трапециевидный силуэты. То есть, все свободное. А это, несомненно, удобно.

- Сейчас в мире в моде естественность. Как Вы думаете, это приживется в Украине?

- Приживется. И как раз те молодые люди, о которых мы с вами говорили, это понимают. Они все это схватывают на лету.

Другой вопрос, насколько эта вся естественность уместна для возрастных женщин. Как сказала одна моя знакомая-стилист: «Да, в моде сейчас лохматые брови. Но это уместно и хорошо смотрится на молодых и креативных, женщинам после 40 стоит воздержаться от подобных экспериментов, чтобы не выглядеть странно».

То же самое и с естественностью. Да, она может присутствовать в образе. Но, чем старше становится женщина, тем выдержаннее должен быть ее макияж.  Должен быть тон, потому что кожа уже не идеальна. Те естественные особенности, которые есть, подчеркиваются и немного усиливаются. Хотя, безусловно, это не означает, что макияж должен быть очень ярким.

Что касается прически, то многое зависит от того, где работает эта женщина. Если у нее строгий дресс-код, то о какой естественности может идти речь? В этом отношении все очень условно.

- Среди моделей все чаще можно увидеть барышень с пышными формами. Мы постепенно уходим от моды на худобу?

- Худые модели действительно уже набили оскомину. В 2013 году в итальянском календаре Pirelli впервые напечатали женщину с пышными формами. После этого пришла мода на фигуру, на формы.

Более того, в последнее время на показах можно увидеть все чаще моделей в возрасте, которые представляют одежду известных брендов. Они красивые, ухоженные, не стесняются своих седых волос. Их любят и с удовольствием фотографируют. Взять ту же Шерон Стоун, которая не так давно снялась в стиле «Ню».

 Все перевернулось с ног на голову. И наконец-то ушла эта мода на дистрофию и пятнадцатилетних моделей.

- Насколько мода отражает тенденции, происходящее сегодня в обществе?

 - Мода всегда двигалась вместе с социумом. И очевидно, что сегодня в мире есть тенденция к упрощению – простой силуэт, минимум декора. То есть, мода на минимализм. Ничего не должно отвлекать внимания от вас. Хотя мы в этом отношении еще движемся в хвосте поезда. У нас люди любят одевать все лучшее сразу.

Но помимо этого все-таки остается актуальным смешивание направлений эпохи постмодерна. Говорят, уже давно ничего нового не создается, все просто миксуется, нет никаких четких стилей. Как-то с ног на голову все переворачивается. Скорее всего, через несколько лет в мире тоже наступят какие-то изменения серьезные.

- В мире сегодня происходит и безумное смешение культур, ввиду постоянных потоков мигрантов. Готова ли на это реагировать модная индустрия?

-В принципе, если мы вспомним историю моды, то всегда было смешение культур, стилизация под те или иные мотивы. Тот же французский модельер Поль Пуаре в начале ХХ века делал прекрасные коллекции, стилизованные под восточные наряды. Сейчас, к примеру, очень модны русские и украинские мотивы.

- А как вы оцениваете украинский политикум с точки зрения модных предпочтений?

- Украинский политикум отличается тем, что одевается дорого, но при этом достаточно однообразно.

Хотя у нас есть стильные женщины в политике. У Раисы Богатыревой во время ее активной деятельности, к примеру, был красивый классический достаточно сдержанный стиль. У Анны Герман тоже всегда все было весьма сдержано и стильно, с использованием интересных деталей, например, контрастных воротничков.  

Прекрасно созданный имидж у Юлии Тимошенко. Да, многие обсуждали ее костюмы от Louis Vuitton, косу в баварском стиле (а не в украинском как принято считать) но, тем не менее, это было красиво, эстетично. Она какой-то период времени для Украины была, чуть ли не иконой стиля.

- Сегодня среди украинцев, в том числе и политиков, пользуется популярностью вышиванка. Как правильно подобрать ее?

- Скажу вам честно, у 80% моих клиентов есть вышиванки. И в 90% случаев они им не подходят. Потому что подобрать вышиванку на самом деле очень-очень сложно. Как в силу сочетания цветов, так и фасонов. Но, если цветовые вариации весьма ограничены, то можно хотя бы выбрать свой тип вышиванки. К примеру, на ней может быть не много вышивки одного тона с тканью. Потому что, допустим, вышитые красные цветы на белой ткани идут далеко не всем.

Кроме того, есть замечательные дизайнерские изделия.  И для людей с типажом внешности, которым не очень идет вышиванка в ее классическом виде, но которые очень хотят иметь в гардеробе этот атрибут нашего национального костюма, это действительно выход из положения.

- А насколько украинские мужчины сегодня стараются быть в тренде, следят за новинками моды?

- Наши мужчины достаточно консервативны в этом вопросе. Кроме того, они ценят удобство в одежде.

К тому же, у нас в Украине очень мало магазинов и марок, которые привозят действительно модные мужские вещи. Поскольку, если те хоть немного отходят от классических стандартов, сразу воспринимаются мужчинами в штыки. Не все, к примеру, готовы носить слишком узкие джинсы или укороченные классические брюки.

Иностранцы в этом отношении более открыты, могут позволить себе экспериментировать с образами и выглядеть при этом очень стильно.

- Причем, это касается, как мужчин, так и женщин порой…

- Абсолютно верно. В нашем менталитете заложено, что женщина в тридцать должна сидеть дома и забыть о своем внешнем виде. А в сорок она уже вообще старуха. Но это абсолютно не так. Все зависит от нашего отношения к самим себе. Нужно перестраивать свое мировоззрение, что-то менять в головах и тогда будет что-то меняться в нашем внешнем облике.

- С чего же нужно начинать человеку, решившему не пополнять ряды серых образов на улице и что-то изменить в себе?

- Ежедневно работать над собой в этом направлении.  Одномоментно перемены не произойдут. Должна пройти перестройка сознания. У нас есть устоявшиеся шаблоны, нервные связи, которые долго выстраивались. Для того, чтобы они перестроились, нам нужно определенное время. За один день это не делается. Когда проводится консультация по имиджу, многие стилисты обещают, что завтра человек станет другим. Но это не так. Для этого ему самому нужно каждый день в течение трех недель что-то делать - ходить по магазинам, смотреть на другие цвета одежды, другие фасоны и т.д. Банально даже: делать макияж и прическу, следить за своим образом каждый день.

Это похоже на то, как мы ходим в тренажерный зал. Там наше тело после упорных тренировок становится красивым, стройным, подтянутым. Но стоит забросить физические упражнения, мы возвращаемся в ту же форму, с которой начинали.

Поэтому здесь дело в формировании привычки. Ученые давно доказали, что она формируется на протяжении двадцати одного дня. А для того, чтобы выполнять ее на автоматизме, чтобы она стала частью человека, нужно проделывать эту работу около трех месяцев.

Так что, если человек хочет меняться,  он должен быть готов работать над собой. Мысль из «Алисы в Стране чудес» о том, что, если ты хочешь стоять на месте, тебе нужно бежать, а если ты хочешь двигаться вперед, тебе нужно бежать в два раза быстрее, абсолютно оправдывает нашу современную действительность. Мир развивается такими темпами, что мы не имеем права останавливаться.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

6511