Иногда соседи могут здорово испортить жизнь. Некоторые считают, что знать об их музыкальных предпочтениях обязаны все, в радиусе нескольких километров, в любое время для и ночи. Некоторые освоили искусство бесконечного ремонта с перманентным использованием перфоратора. Кто-то предпочитает парковать машину на детской площадке, а кто-то регулярно устраивает скандалы из-за того, что у вас «слишком громко чихает хомячок». Правда, скорее всего, такие люди психически вполне здоровы, а потому конфликтные ситуации все же можно решить путем переговоров.

Но что делать, если рядом живет душевнобольной человек, который, находясь в невменяемом состоянии, представляет угрозу и для себя, и для окружающих? Об этом ForUm узнавал у специалистов.

Презумпция «нормальности»

Представьте, что рядом с вами живет очень пожилая одинокая женщина. Она не помнит своего имени, иногда забывает, какая из многочисленных квартир в подъезде принадлежит ей. Чаще всего эта женщина сидит дома. Но время от времени, она выходит на прогулку по лестничным клеткам, разговаривая с кем-то невидимым, и попутно теряя немногочисленные предметы одежды. Прогулки, к слову, могут затягиваться на целую ночь и сопровождаться криками, песнями или причитаниями. Разницы между уборной и подъездом она, похоже, не делает, да и о личной гигиене предпочитает не заботиться. Бывает, что женщина начинает ломиться в чужие двери, требуя «пустить ее домой». Также случается, что она ложится поперек узкой лестничной клетки, а на просьбы подвинуться от спешащих на работу соседей, отвечает: «не трогайте, я здесь буду лежать, мне тут хорошо».

В такой ситуации оказалась, одна из наших  киевских читательниц. Но подобных случаев неприятного соседства может быть очень много. По данным Министерства социальной политики, в Украине действует 145 психоневрологических интернатов системы социальной защиты населения, где проживает около 28 тысяч подопечных. При этом тем или иным психическим заболеванием, только по официальным данным, страдает более миллиона украинцев. Количество не выявленных случаев, по понятным причинам, подсчету не поддается.

«Сейчас около 2,8 % населения Украины находятся под наблюдением врачей-психиатров. Это люди, обратившиеся за помощью и получающие ее, в связи с какими-то проблемами. Если говорить о профилактике, то в соответствии с Законом Украины «О психиатрической помощи» мы проводим  предварительные психиатрические осмотры, когда человек устраивается на работу. Также через какое-то время работодатель может отправить сотрудника на профилактический периодический осмотр к психиатру», - сообщила директор Украинского научно-исследовательского института социальной и судебной психиатрии и наркологии МЗ Украины, Главный внештатный психиатр и нарколог МОЗ Украины, доктор медицинских наук Ирина Пинчук.

«Динамика заболеваемости стабильна. Сейчас цифры немножко меньше, потому что в официальной статистике не отображаются данные по Крыму и части Донецкой и Луганской областей. Но в среднем 2,5% населения (или 1,2 миллиона человек) находятся под наблюдением врачей-психиатров, это официальная статистика МОЗ», - добавила она.

Прежде всего, следует отметить, что в Украине действует презумпция психического здоровья. То есть, любой человек считается нормальным, до тех пор, пока не будет доказано обратное. Также, если соответствующий диагноз поставлен, но душевнобольной не представляет опасности ни для себя, ни для окружающих, в его жизнь не имеют права вмешиваться ни представители государства, ни другие граждане. Но, когда такая угроза существует, есть несколько вариантов развития событий.

Путь первый: писать заявление психиатру

В подчинении Минздрава сегодня находится 66 психиатрических и наркологических больниц,  психиатрические кабинеты и дневные стационары по всей Украине, где работает в общей сложности около 2,5 тысяч врачей-психиатров. По закону, именно они должны наблюдать за здоровьем граждан, и помогать им, если возникают трудности.

«Психиатрические диспансеры есть в каждом районе. Персонал этих диспансеров, собственно, и должен следить за поведением психически больных людей. Это не означает, что нужно нарушать закон. Если человек сошел с ума, у него бредовое состояние, но он не представляет опасности для окружающих или для самого себя, то никто не имеет права его трогать. Женщина, выходящая босиком на улицу, не представляет опасности для окружающих, но она явно представляет опасность для себя, она может простудиться и умереть, потому что неадекватно оценивает ситуацию. С другой стороны, если у нее дома живет множество котов, собак, или других животных, а она за ними не ухаживает, то это представляет опасность для окружающих. Помимо шума и прочих неприятных вещей и запахов, это же еще нарушение санитарно-гигиенических норм», - считает президент Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман.

Впрочем, согласно украинскому законодательству, просто так обвинить кого-либо в том, что он болен нельзя, потому здесь есть определенный алгоритм действий.

«Допустим, вы предполагаете, что ваш сосед имеет какие-то проблемы с психическим здоровьем. По закону, вы должны этому соседу сообщить о своих подозрениях, что, возможно, ему нужна помощь специалиста. Он вправе отказаться и сказать, что ему не нужна помощь психиатра. Хотя вполне возможно, что отказа и не будет, и этот человек действительно обратится к врачу. Но вы в любом случае все же обязаны вначале высказать ему свои предположения, тем самым попытавшись оказать человеку помощь», - разъясняет юридические тонкости Ирина Пинчук.

«Если он не прислушался к вашим словам, то следующим вашим шагом будет поход к районному психиатру по месту жительства. Там нужно оставить письменное заявление со своими паспортными данными. В первую очередь в заявлении нужно описать «особенности», которые говорят о возможном психическом нездоровье вашего соседа. Также нужно обязательно указать, что вы предложили этому человеку помощь психиатра, от которой он отказался. После этого психиатрическая служба обязана организовать психиатрический осмотр этого человека, в том числе и без согласия», - продолжила она.

Если ваши подозрения подтверждаются, психиатры обязаны оказать пациенту помощь по его согласию, или же без такового. В случае отказа от лечения, врачи должны определить степень опасности человека для окружающих и самого себя. Также существует понятие «ухудшения состояния вследствие неоказания психиатрической помощи». В таком случае вступают в силу положения закона о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.

«Врачи-психиатры  должны получить обоснованную информацию о том, что некий человек может быть опасен для себя или окружающих. Потому обязательно должно быть заявление от конкретного лица. У нас ведь действует презумпция психического здоровья», - подчеркивает Ирина Пинчук.

К слову, принудительно лечить человека могут до улучшения его состояния, но не больше шести месяцев. Если за это время позитивной динамики не наблюдается, то решение о продолжении госпитализации рассматривается в суде.

«Очень часто компетенцию психического нездоровья путают с компетенцией силовых структур органов внутренних дел. То есть, если человек ведет себя агрессивно, это не означает, что он психически не здоров. Агрессивные действия – это, прежде всего нарушение правопорядка и этим должна заниматься Национальная полиция», - считает главный внештатный психиатр МОЗ.

Путь второй: набирать 102

Если человек с признаками психического расстройства прямо угрожает себе или окружающим, также можно обращаться в полицию. Особенно, когда ситуация экстренная и на заявления в диспансеры просто нет времени.

«Статьей 18 (Основные обязанности полицейского) Закона Украины «О Национальной полиции» определено, что полицейский на всей территории Украины, независимо от занимаемой должности, местонахождения и времени суток, в случае обращения к нему любого лица с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или публичной безопасности, или в случае непосредственного обнаружения таких событий, обязан принять необходимые меры для спасения людей, оказания помощи лицам, которые в ней нуждаются, и сообщить об этом в ближайший орган полиции», - сообщили ForUm`y в Департаменте превентивной деятельности Нацполиции.

В то же время, граждане могут сообщить полицейским о том, что рядом находится психически нездоровый человек, а те, в свою очередь, обязаны оказать помощь.

«Обязанностью полицейского является предоставление неотложной, в частности домедицинской и медицинской, помощи лицам, пострадавшим в результате правонарушений, несчастных случаев, а также лицам, которые оказались в беспомощном состоянии или состоянии, опасном для их жизни или здоровья», - резюмируют в полиции.

«На самом деле, должны этим заниматься участковые оперуполномоченные. Но в наших реалиях участковый говорит, что его не касается, раз человек психически больной, и отправляет вас к психиатру. Так не бывает в цивилизованных странах. В США, например, берет на себя вызов психиатров. Диспансеры обычно отвечают: «мы получаем нищенские зарплаты, потому мы не будем ходить по домам», - считает президент Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман.

«Но можно обратиться с заявлением в диспансер. Конечно, в диспансере будут вопить, что ни не хотят и не должны этим заниматься. Но кто-то же это делать должен. Если главный врач диспансера не реагирует на обращение, нужно идти выше. Ну, конечно, не надо писать министру Квиташвили, потому что это бессмысленно. Министр или главный психиатр Минздрава не будет этим заниматься», - резюмирует он, отмечая, что в крайних случаях дело может дойти до гражданских исков в суде.

Помимо этого существует еще и третий вариант – ничего не делать. Может быть, гораздо проще терпеть временные неудобства, но зато не иметь дела с полицией, бюрократией и отечественной медициной. Но в какой-то момент последствия бездеятельности могут обойтись гораздо дороже.

Валентина Дудко, ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

25580