ForUm уже писал о проблемах и радостях госпиталя инвалидов Великой Отечественной Войны в Одессе. Сегодня мы снова возвращаемся к этой теме,  и в интервью с главврачом Одесского госпиталя инвалидов ВОВ Петром Волковым спрашиваем о том, в чем нуждаются пенсионеры и ветераны, нужны ли благотворительные организации в Украине, какой досуг стоит организовать для пожилого поколения и многом другом.

- Петр Георгиевич, в следующем году Вы будете праздновать юбилей – 10-летие вашей работы в госпитале, расскажите о том, как вы сюда попали, это была ваша инициатива или пригласили? 

- Нет, это была не моя идея. Мои знакомые мне несколько раз предлагали занять эту должность. В очередной раз, когда раздался звонок на моем телефоне, я поднял трубку, и услышал: «Ну и что, Петр Георгиевич, вы так долго думаете, сами же говорили, что где сложности – там и вы»? Этот разговор стал конечной точкой в принятии моего решения. Я понял, что должен пойти работать в госпиталь. Сейчас, по прошествии времени, я безмерно благодарен этим людям, за то, что они «переломали меня через колено» и отправили сюда. Я бы никогда не знал, что происходит за стенами госпиталя, как живут и питаются ветераны войны.  

- Вы являетесь главврачом госпиталя инвалидов войны, ежедневно общаетесь с людьми старшего поколения, расскажите об их активности. Как они проводят свой досуг, каковы их внутренние ценности?

- К счастью, эти люди могут, и подают лично мне и моим коллегам пример, как правильно распределить свое время. Некоторые из них в встают шесть утра и идут к морю, возвращаются, делают зарядку, чего мы, будучи немножко моложе (смеется. – Прим. автора) не делаем. Это один момент.

Второй момент: они готовы к тому, чтобы принимать счастье во всех его красках. Им не лень самим себе организовать вечерние танцы, либо чтение стихов, либо вечер, где они говорят о войне. Многие проблемы они поднимают сами, наша задача немного им помочь с этим. А случаи, которые я фиксирую, говорят о том, что этому возрасту все присуще - и любовь в том числе. Они создают здесь пары и говорят о том, что наша задача - помочь вернуть им частичку молодости, которую у них украли. А что касается активного досуга – они хотят все, понимая, что часы тикают, и не так много времени им отмерено на этой земле. 

- За время Вашей работы, появились ли в вашей жизни люди, которыми вы можете гордиться? 

Я не могу выделить одного человека. Они очень разные, но нужно уметь услышать каждого. Если говорить честно, то многие из них стали для меня примером. Когда ветеран, у которого сегодня мало что есть в финансовом плане, пытается помочь другу, который приехал из села – это дорогого стоит. Это говорит о том, что они на фронте так поступали и эти качества пронесли с собой через всю жизнь. Многие из молодых людей так не делают, а они поступают, считая, что без этого им будет жить неинтересно.  

- Что касается вашего коллектива -  у вас работает очень много молодежи, как вы ее стимулируете? 

- У меня есть одна хорошая черта, я ее воспитал с самого раннего детства – если ты что-то знаешь, научи кого-то, чтобы он тоже знал. Мы берем этих детей совсем «сырыми», они ничего не знают и не умеют. Я постоянно говорю, что у них все получится, они смогут. Многие, кто работает на кухне, пришли к нам после курсов, они учились для того, чтоб уйти в рейс. Но кто их возьмет на судно, если они даже картошку чистить не умеют? Вот у нас они и практикуются: сначала учатся варить овощи, их чистить, а потом пытаются соединить в единое блюдо так, чтобы им самим захотелось это съесть. 

У нас очень большой оборот людей, но моя медсестра, проработав здесь три месяца, знает больше, чем те, кто проработал двадцать лет в других медицинских упреждениях. Она сидит в центре зала, рядом два кабинета и я периодически посылаю ее сначала в один, потом в другой, давая различные поручения. Сначала она возмущалась, что это не ее обязанности, но я объяснил, что это не мне надо, а ей – научиться чему-то новому. И так происходит очень часто, с разными людьми. А вот когда они научились, и просятся на этаж – работать процедурной или палатной медсестрой - я это поощряю. Ведь если ребенок научился – нужно дать ему возможность попробовать это на практике.    

- Сколько денег выделяется в сутки на человека на питание? Сколько раз в день происходит прием пищи, и чем вы кормите ветеранов?

- У нас трехразовое питание, последний прием пищи в 18:00 – 18:30, но наши пациенты после ужина получают еще кефир перед сном. Буквально несколько дней назад, с учетом 35 гривен в сутки на человека, я умудрялся давать нашим пациентам бутерброды с красной икрой. Все потому, что нужно правильно подбирать поставщиков, у которых покупаешь продукты. Я понимаю, что каждый хочет заработать, но иногда есть моменты, когда надо немного уступить. Не мне, а им – ветеранам. А заработать можно и в других местах.

- А есть в Вашем окружении так называемый «аксакал», человек, которые много лет проработал в госпитале и знает всю его подноготную?

- Да, есть человек, который сегодня поступил к нам на лечение, он раньше работал у нас электриком, инвалид войны, очень приятный и светлый человек. Именно к нему я отношусь как к аксакалу. Когда я пришел сюда работать, то сразу заметил, что он владеет информацией относительно состояния электрики в госпитале. Он давал мне советы, подсказывал какую проводку стоит менять, а какую меняли не так давно. В этом году я попросил его закончить трудовую деятельность не потому, что меня не устраивала его работа, а лишь потому, что он – электрик. Не дай Бог упадет со стремянки, ведь уже пожилой человек.

- Поменялась ли ваша жизнь, после прихода на эту должность, какие изменения вы почувствовали в себе? 

 - Эта работа сделала меня совсем другим человеком. Я начал больше ценить людей и к себе стал относиться по-другому. Я понял одну вещь - чтобы помочь кому-то в первую очередь надо перестать щадить самого себя.

- У каждого человека бывают моменты в жизни, когда хочется все бросить и уйти. У вас очень сложная работа, требующая постоянного контроля и внимания, от вашей работы зависят судьбы и жизни людей. Бывали ли у вас моменты, когда хотелось опустить руки и уйти? 

- Опустить руки - нет, а вот уйти хотелось много раз. Административная работа – это вообще не мре, я не администратор. Меня общественные и административные должности находят сами. Уйти отсюда я хотел лишь по одной причине – не вижу желания развивать эту территорию и эту службу, нет такого желания. За деньги мои и моих друзей мы сделали готовый проект по развитию территории, в проекте новый шестиэтажный корпус, новая лаборатория. Мы сделали этот проект пять лет назад, он до сих пор лежит никому не нужный. А все потому, что у большинства этих территорий уже есть свои хозяева, просто еще не пришло время правильно все оформить. Я уверен, что многие надеются, что таких инициативных людей, как я и мои друзья, станет меньше, но мы не должны сдаваться, а наоборот - показать всем, что не отступим, а сильнее сплотимся. 

- Что вы думаете о благотворительности в Украине?  Нужны ли благотворительные Фонды? Сегодня у кого-то пропадает к ним доверие, а многие наоборот начинают верить. Как вы относитесь к этому?

- Такой разброс мнений существует лишь потому, что все эти фонды разные. Конечно, к нормальным фондам нормальный человек, в том числе и я, всегда будет относиться правильно. Они нужны, они важны и нужно делать все возможное, чтобы их становилось все больше. Это касается не только фондов в целом, но и отдельных лиц, которые хотят сделать что-то полезное и правильное. Но хочется сразу сказать о том, что и наше государство должно подумать о том, как поощрить таких людей и благотворительные фонды, ведь иначе самые преданные этому делу люди отойдут от этой деятельности. Человек, к примеру, «отцепил»  из своих работающих денег тысячу и пустил ее в хорошее дело. Завтра он готов уже сто тысяч принести, но государство должно их правильно засчитывать. Если такой период в нашей жизни настанет, то я руками и ногами буду стоять за такие благотворительные фонды, думаю, что и не только я, но и любой здравомыслящий человек. 

- Как Вы считаете, какая категория населения пострадала от последствий экономического и финансового кризисов и наиболее остро нуждается в помощи на сегодняшний момент?

- Всегда было и будет так, что страдает самый бедный, потому что из того, что он имеет, он все равно должен оплатить определенный пакет, а на все остальное у него не хватает.

Что касается остальных – они как-то приспосабливаются, в том числе и средний класс. Да, он себе не может позволить два-три раза в год отдыхать там, где привык отдыхать раньше, я имею ввиду за границей, но он все равно поедет один раз в отпуск, и члены его семьи поедут, пусть не с таким размахом, как раньше, но все же. А вот самый бедный класс, который сейчас живет на одну зарплату, и, к сожалению, других возможностей добавить к этой сумме у него нет – он страдает и будет страдать. Поэтому в данной ситуации нет ничего нового, все так же как и было – страдают обделенные – так называемые «бюджетники», которые работают на одну зарплату, либо получают пенсию. Вы же знаете, поговорку: «Чтобы вы все жили на одну зарплату». Так и в жизни происходит.

- То есть пенсионеры не посещают различные мероприятия не потому, что они не хотят выходить из дома либо плохо себя чувствуют, а именно потому, что у них нет денег?

- У них нет возможности. Я частенько бываю на разных театральных представлениях, и если в этот день объявили, что льготная категория людей может попасть в театр бесплатно либо за минимальную плату – посмотрите, сколько там собирается таких людей. Иногда это половина зала. Это говорит о том, что они хотят ходить, но вытащить из кармана деньги за билет у них нет возможности, потому, что им надо их потратить на хлеб и все остальное. Они хотят этой духовной пищи - это факт. Общество должно понимать, что таких людей очень много, и они думают о том, поесть им или обогатиться духовно - значит нужно дать им возможность позволить себе и то и другое.

- Если бы у вас была возможность организовать досуг для пенсионеров и ветеранов, чтобы вы сделали? 

- Я уже давно придумал и за деньги семьи закрываю все вопросы, которые касаются их досуга, потому, что на это последние десять лет никто не давал ни копейки. Это будто не нужно и не важно. Я написал письма в театры, в том и числе в Оперный театр, они откликнулись. Это лишний раз подтверждает тот факт, что мы не дорабатываем. Пока жизнь не заставит нас что-то делать, мы сидим на одном месте. Благодаря этим письмам наши ветераны могут посещать бесплатно различные мероприятия в Оперном театре. Мы комплектуем группы и отправляем наших ветеранов в театры. 

Но это мы говорим о том, что сделали, а речь идет о том, что должно быть организовано в более широком смысле. Чтобы ветеран прочитал в газете и знал какого числа в какое время он может посетить то или иное бесплатное мероприятие. И этим надо заниматься постоянно. 

- Что касается сотрудничества с общественными организациями и благотворительными Фондами, кого вы можете отметить как помощника в жизни госпиталя? 

Есть общественные организации, которые к нам присоединяются и помогают нам в организации праздников для наших пациентов. Приходят одни, потом другие, если я более активен, то они приходят чаще, если не проявляю инициативу – они могут исчезнуть из нашего поля зрения. К огромному сожалении, многие организации берут на себя обязательства, выполнить который потом не могут. 

В этом году нашему госпиталю очень помог «Фонд Сергея Арбузова Путь Добра». Они инициировали программу под названием «Помним прошлое». В рамках этой программы были собраны средства, на которые мы произвели ремонт холодильного оборудования. Также был  куплен промышленный пищеварочный котел, две электрические плиты с духовыми шкафами, а также приобретен холодильник на 1400 литров. На сегодняшний момент этот Фонд существенно облегчил жизнь работникам кухни, теперь они будут все делать быстрее и качественнее. 

- Петр Георгиевич, осталось чуть больше месяца до Нового года. Какой праздник вы планируете организовать для ветеранов, которые находятся в вашем госпитале, ведь ваше учреждение работает и 31 декабря. 

- Наш госпиталь работает круглосуточно, и любой праздник, который есть в нашем календаре - празднуется в госпитале так, что каждый наш пациент его чувствует. В самом минимальном варианте мы делаем усиленный обед. У нас есть очень много друзей, в том числе и школа №106, которая находится рядом. Они приходят в гости к ветеранам и на какое-то время эти маленькие дети становятся Снегурочками и Дедами Морозами, поздравляют дедушек и бабушек, которые находятся у нас в госпитале. 

Помимо финансовой помощи, оказанной нашему госпиталю «Фондом Сергея Арбузова Путь Добра», мы планируем совместное мероприятие к этому Новому году. Фонд совместно с интернатом для слабослышащих детей организовывает праздничный концерт для наших пациентов, который состоится в госпитале. 

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом