К следующим выборам Рады в Украине могут задействовать отдельные элементы электронного голосования. Но полностью перейти на такую систему мы сможем не ранее чем через 5—8 лет, считают эксперты: для начала нужно исключить возможности мошенничества.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ. Введение электронного голосования неизбежно, уверены в ЦИК. «Но к этому надо идти постепенно: сейчас это будет стоить миллиарды, а потом может оказаться дешевле. Нужно, чтобы у каждого участка была связь с ЦИК. А у нас даже нет стационарной связи с отдельными селами, да и мобильная связь не работает. Когда было видеонаблюдение, для передачи данных с такими селами использовали спутниковую связь, — рассказал замглавы ЦИК Андрий Магера. — Но, думаю, через 7—8 лет это проблемой уже не будет». Главное, по его словам, — не техническая проблема: «Должно быть доверие избирателей к таким технологиям. Общество должно быть уверено, что не будет вмешательства в систему, и будет соблюдена тайна голосования. Защиту технически обеспечить можно, но нужно задействовать СБУ и службу технической защиты информации».
О проблеме доверия говорят и в Комитете избирателей. «Даже в странах, где есть электронное голосование, существует недоверие к подсчету голосов, — сказал нам глава КИУ Алексей Кошель. — У нас же общее недоверие к политсилам. Но в перспективе нужно будет вводить электронные механизмы хотя бы для голосования трудовых мигрантов и молодежи. В Великобритании в отдельных общинах ввели голосование через смс, чтобы повысить интерес к волеизъявлению среди молодежи. У нас в Законе о выборах нужно предусмотреть возможность электронного голосования, чтобы проводить такие эксперименты».

БОКСЫ И ГАДЖЕТЫ. Накануне следующих выборов Рады депутаты действительно планируют в новом законе прописать возможность электронного голосования. Но его введение — вопрос не одного дня: очень мало стран, в которых электронное голосование полностью вытеснило традиционное, поясняет нардеп от БПП и экс-глава КИУ Александр Черненко: «В Эстонии и в большинстве скандинавских стран процесс электронного голосования с традиционным происходит параллельно: когда избиратель делает свой выбор по интернету или ставит «птичку» в бюллетене на участке». Наполовину электронная система и в США, говорит Кошель: у них есть терминалы, но избиратель все равно должен прийти лично и проголосовать. Украине до внедрения услуги нужно ввести муниципальные электронные сервисы, отмечает Черненко: «В Эстонии перешли на электронное голосование только после этого. Систему электронного голосования уже на следующих выборах можно внедрять в пилотных проектах. И есть нюанс: нужно предоставить возможность голосовать со своих устройств через интернет и поставить на участках терминалы и боксы, ведь бабушки не имеют доступа к гаджетам, и должны иметь возможность прийти на участок. А значит, каждый участок нужно подключить к таким терминалам и к интернету». По его мнению, на это уйдет 5 лет.

Переход на электронное голосование нам нужен для привлечения молодежи, считает и нардеп от Радикальной партии Юрий Чижмарь: «Сегодня на выборы ходят более радикальные и старшие люди. А молодежь, интеллигенция и занятые люди из-за нежелания стоять в очередях часто не приходят».

ПОКА ДОРОГО. По мнению политолога Вадима Карасева, миллиардные затраты на систему неадекватны возможной пользе: «Проблемы с манипуляциями на выборах это не решит: это вопрос правовой культуры. А молодежь лучше привлекать программами». На первый взгляд, расходы большие, но они окупятся за 1—2 выборов, считает нардеп от «Оппозиционного блока» Евгений Мураев: «Мы сэкономим на наблюдателях и комиссиях. Сейчас за 10 дней подсчетов 740 млн грн тратится только на зарплаты».

Камеры с участков: «Миллиард ушел в никуда»

Еще один вопрос — видеонаблюдение на выборах. В 2012 году для этого были закуплены более 64 тыс. вебкамер и 32 тыс. ноутбуков. На установку системы потратили 993,6 млн грн из госбюджета! Но ни на выборах президента и Рады в 2014 году, ни на местных выборах в 2015-м камеры не использовали — нет отдельного закона, а куда они впоследствии делись — никто и не разбирался.

По словам Андрия Магеры, ЦИК передал их на хранение в ОГА, а Кабмин принял отдельные решения об их использовании — к примеру, для охраны в школах: «Сами камеры очень устарели, сейчас цена за каждую — 10—50 грн. Это металлолом. Миллиард ушел в никуда». Свои задачи камеры выполняли, не согласен Мураев: «Такие есть во всех ноутбуках. Избиратель мог следить и за голосованием через сайт, и за подсчетом голосов. Но сейчас власти это, похоже, невыгодно: мы видим, как 2000 бюллетеней считают по 10 дней». К тому же, еще на этапе закупок камер сумма была завышена чуть ли не вдвое, добавляет Черненко: «Где они сейчас, непонятно. Аудит никто не проводил». Часть камер пропала, говорит и внефракционный Дмитрий Добродомов: «У нас на Западной Украине эти камеры бесследно исчезли. Я уже написал обращение в МВД».

Кристина Зеленюк, Александра Захарова, Сегодня

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

711