Каждому гражданину страны содержание политических сил обойдется в 80 копеек в месяц. Что получат они за эти деньги - выясняло НВ

Верховная Рада приняла закон, согласно которому политические партии будут финансироваться из бюджета страны. Существовать на государственные деньги смогут партии, преодолевающие барьер в 5% на парламентских выборах. Поддержали этот документ 229 депутатов из минимально необходимых 226.

Каждому украинцу, по подсчетам нардепа от Блока Петра Порошенко Сергея Лещенко, это обойдется в 80 копеек ежемесячно.

Зачем нужен такой закон, и как он будет работать, рассказывает политолог Вадим Карасев:

Идея в том, чтобы сделать более прозрачным финансирование политических сил и избирательных кампаний и, если несущественно, то достаточно серьезно подрубить корни электоральной коррупции. Это нормальный европейский опыт. Но чтобы финансировать партии таким образом и это не было бы злоупотреблением, нужно иметь хороший бюджет и хорошую экономику. Конечно, в Украине денег на это не хватит.

Принятый закон надо рассматривать скорее как символический шаг. Во-первых, учитывая отсрочку вступления в силу (1 июля 2016 года), во-вторых - он сразу не решит проблемы. Его принятие не значит, что не будет теневых схем финансирования политсил. Надо понять  и продумать, как регламентировать негосударственное финансирование партий и кампаний - по американскому образцу или взять за основу какой-то другой опыт?

Возьмем, к примеру, местные выборы, которые у нас сейчас разворачиваются. Посмотрите, какие выбрасываются деньги на наружную рекламу, радио, телевидение. Понятно, что все это оплачивают корпоративные структуры, какие-то олигархи. А это значит, что политсилы потом будут отрабатывать и возвращать эти деньги.

Если подняться на более высокий уровень, то речь идет вот о чем. Электоральные, партийные, парламентско-представительские институты - западные, демократические по форме - были присвоены большим олигархическим бизнесом. Отсюда - господство олигархии или плутократии, как сказали бы в Америке.

Сейчас в Украине идет борьба за электоральные и партийные институты - за то, кто будет их контролировать: деньги, олигархи, другие лоббистские структуры - или общество, избиратели, государство как представитель национальных интересов. Смыслом Майдана было вернуть демократические институты под контроль общества. Взять и изъять этот контроль у денежных мешков, олигархических структур.

Сегодня все говорят: почему нет изменений после Майдана? Да потому что представительская демократия у нас фасадная, фальшивая, с искривленным результатом. В парламент, местные органы власти попадают не те, кто достоин с точки зрения общества, а те, кто платит деньги. А кто платит, тот и музыку заказывает. Кто платит, тот и девушку танцует.

Принятый закон - это западный опыт, например, опыт Германии, где парламентские партии частично финансируются из госбюджета [в Германии чем больше партия получает голосов, тем больше получает и денег из госказны; каждому избирателю содержание партий обходится меньше чем в 1 евро в год — НВ].

Американский опыт несколько другой. Там нет госфинансирования. Американцы долго спорили об ограничении на финансирование  политических сил, партий, избирательных кампаний, и пришли к выводу, что если ограничение заработает, то выиграет от этого админресурс. А они боятся админресурса и вмешательства власти. Что они сделали? У них есть четкий регламент на финансирование. Сколько может пожертвовать на избирательную кампанию физическое лицо? Не больше $ 200. А корпоративные структуры - не больше $ 20 тыс. Я точно помню, что в 2008-м 60% пожертвований на избирательную кампанию Барака Обамы были суммы в размере не более $ 200. Это значит, что финансировали его кампанию простые граждане. Чем больше рассеянное финансирование и чем больше пожертвований физлиц, а не корпоративных, тем меньше подозрений, что политик, в данном случае президент, будет потом отрабатывать эти деньги.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом