За последний год в Украине слово волонтер стало именем нарицательным. Считается, что они могут сделать, если не все, то почти все, в кратчайшие сроки, с огромной самоотдачей и совершенно бескорыстно. И это действительно так. Но почему-то со временем на каждой хорошей и популярной инициативе начинают паразитировать мошенники. Так вышло и с волонтерством.

Первыми тревогу забили сами волонтеры и журналисты. В социальных сетях были опубликованы сообщения о подозрительных личностях, собирающих пожертвования якобы от имени различных благотворительных организаций. Также в интернете появились фото, которые доказывают, что некие люди «работали» под волонтеров. Но и после многочисленных публикаций и журналистских расследований об уголовных делах против «граждан с ящичками» не слышно.

Защищены ли украинцы от посягательств мошенников, как борются с лжеволонтерами и борются ли вообще, разбирался ForUm.

Моя милиция меня бережет?

Самого понятия «лжеволонтерства» или же «псевдоволонтерства» в отечественном законодательстве нет. Нет и наказания за то, что кто-то прикидывается представителем волонтерской организации. Зато есть понятие «мошенничество», которому отведена целая статья в Уголовном кодексе. И под эту статью вполне попадает выманивание денег у доверчивых граждан якобы на благотворительность, которые потом идут совсем на другие нужды.

Об этом знают в милиции. Но, по мнению правоохранителей, расследованию фактов мошенничества мешает хитросплетение украинского законодательства.

«Что касается мошенников как таковых, то зафиксировать, что они совершают мошеннические действия в отношении людей, очень сложно.  Люди, как правило, не обращаются к нам с заявлениями, потому что они отдают по пять, по шесть гривень. А мы не можем без какого-то сообщения или заявления действовать. У нас должны быть основания, чтобы проверять тех же волонтеров на улице, но этих оснований в основном нет. Люди мало к нам обращаются, ведь речь идет о небольших суммах, отдаваемых добровольно», - прокомментировала ситуацию начальник отдела по связям с общественностью ГУ МВД Украины в городе Киеве Юлия Мусташ.

«Была проверка, под нее попало около 46 таких деятелей. Было задокументировано несколько фактов, по которым нужно было бы проводить проверки. Было одно внесение в ЕРДР – у волонтеров не было документов вообще, но потом их подвезли. Как правило, эти благотворительные организации на самом деле существуют. А проследить, куда деваются пожертвованные деньги очень сложно. Наше законодательство усложнило работу в этом плане. Нововведения не дают нам право проводить проверки без соответствующего основания», - добавила она.

К слову, в марте, МВД опубликовало отчет о том, что в Киеве прошел рейд по поиску лжеволонтеров и даже создан видеоролик, рассказывающий о деятельности мошенников.

По словам пресс-секретаря киевского Главка, чтобы милиция начала действовать нужно, чтобы на подозрительного сборщика денег или другого гражданина, который может быть замешан в мошеннических схемах, написали хотя бы заявление. Публикации в Фейсбуке и в СМИ во внимание не принимаются. К слову, ранее, в Уголовно-процессуальном кодексе Украины была статья 94, согласно уголовное дело можно было возбудить, если информация о преступлении была опубликована в прессе. Сейчас же этот кодекс не действует. Впрочем, есть новый кодекс, где в статье 214 сказано, что сотрудник правоохранительных органов  «безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления им из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления, обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование».

Стоит отметить, что Уголовный кодекс предусматривает, наказание для лиц, подозревающихся в овладении чужим имуществом или приобретении права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием, в виде штрафа в сумме до 850 гривень. Также возможно наказание в виде общественных или исправительных работ. Высшей мерой здесь считается ограничение свободы на срок до трех лет. Если же мошенники совершают преступление повторно, по предварительному сговору или же их деятельность наносит значительный ущерб потерпевшему, то им грозит штраф от 850 до 1 700 гривень, или исправительные работы на срок от одного до двух лет, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или же лишение свободы на срок до трех лет. Мошенничество, совершенное в крупных размерах, или путем незаконных операций с использованием электронно-вычислительной техники, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет. Мошенничество, совершенное в особо крупных размерах или организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Но вся суровость гипотетического наказания ничего не значит, если дела не расследуются и наказывать попросту некого.

Граждане, будьте бдительными?

Универсальной формулы, которая помогла бы со стопроцентной уверенностью отличить настоящего волонтера от мошенника, к сожалению, не существует. Да, многие организации принципиально не собирают деньги в «скриньки» посреди города. Но есть и такие, кто собирает. Кто-то занимается благотворительностью уже много лет, помогая, например, лечить тяжелобольных детей, и заслуженно пользуется доверием, а кто-то начал работать только недавно, и так далее.

Как правило, добропорядочные волонтерские организации регулярно рассказывают о своей работе, о том, где, как, кому и чем помогли. Также они публикуют подробные отчеты о потраченных средствах. В последнее время волонтеры не пренебрегают любой помощью. Им нужны не только деньги, но и вещи, продукты, медикаменты, транспорт, рабочие руки и так далее, список может продолжаться до бесконечности. И, конечно же, волонтеры, по определению, не могут получать материальной выгоды от своей деятельности, в том числе и «зарплаты», или части собранных средств. Но везде есть свои исключения.

В итоге, деятельность мошенников бьет не только по отзывчивым гражданам, потерявшим энное количество денег. Она дискредитирует волонтерское движение в целом. Зная о том, что где-то есть «липовые» волонтеры, многие люди перестают доверять всем без исключения благотворительным организациям, опасаясь быть обманутыми.

«Мошенники всегда были. При любом большом и хорошем проекте обязательно будут мелкие прилипалы. И от этого никуда не денешься. На любой хорошей инициативе «выедут» те, кто к этой инициативе не имеет никакого отношения. Это дело правоохранительных органов. Они у нас есть, и они есть не только для того, чтобы в кабинетах сидеть. Они есть для того, чтобы что-нибудь делать. Понятно же, где искать таких «ребят», понятно как они работают. Остается только взять их за шкирки. Ну, маньяки, убийцы, педофилы и проститутки дискредитируют человечество в целом. Но мы же по этому поводу от человечества не отрекаемся, правда?», - рассказала в интервью координатор Центра помощи вынужденным переселенцам на Фроловской волонтер Леся Литвинова.

Пока что мошенники остаются практически безнаказанными и продолжают свою деятельность. Общество побурлит-побурлит, да и успокоится, отвлеченное другими проблемами. Волонтерам же некогда вылавливать тех, кто незаконно использует их имя. Да и не должны они этим заниматься. А милиция все ждет заявлений и оснований для действий. Конечно, искоренить «детей лейтенанта Шмидта» подчистую невозможно, наверное, в любой стране мира. Но и игнорировать их тоже не выход.

Валентина Дудко, ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

749