«А что, если и в моем городе будут взрываться снаряды? Что мне тогда делать?» Этот вопрос нет-нет, да и всплывает после прочтения еще одной новости об обстреле еще одного города на Донбассе.  Безусловно, хочется, чтобы больше никто и никогда не узнавал на собственном опыте, как это, искать укрытие, пытаться спасти и себя, и близких. Но… «а что, если это все же произойдет?».

Как раз для ответов на все «а что, если…» и существует такое понятие как гражданская оборона. Да, в «мирные» дни учения по эвакуации из условно горящего здания, бег в противогазах и поиск бомбоубежища всерьез не воспринимаются. Но это как раз информация из разряда «лучше бы знать, и надеяться, что это никогда не пригодится».

Хотя, в последнее время складывается неприятное ощущение, что гражданскую оборону в Украине, как институцию, можно сказать, что упразднили – на бумаге она где-то есть, а по факту практически нет. Да, функционируют какие-то службы и департаменты, а вот системной работы нет. Или, по крайней мере, ее не видно.

Еще один нюанс – общество уже очень долго живет в напряжении, в постоянном, пусть и подсознательном, ожидании плохих новостей. Потому спровоцировать панику стандартной подготовкой к теоретически возможной чрезвычайной ситуации проще простого. А в этом патологическом состоянии люди иногда совершают поступки, последствия которых могут быть гораздо плачевнее, чем опустошенные полки в супермаркетах.

В том, что собой представляет гражданская оборона в Украине и на чьи плечи ложится защита людей «в случае чего», разбирался ForUm.

Бомбоубежища: ожидания...

В идеале в Украине действует целый Кодекс гражданской защиты. В нем прописаны многие вещи, в том числе и то, как должна функционировать система убежищ не только для защиты при опасности с воздуха, но и на случай природных катаклизмов, техногенных катастроф и прочего.

Так вот, как сообщили ForUm`y специалисты ГосЧС, согласно этому Кодексу, для укрытия населения, например, города Киева от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера создан специальный фонд защитных сооружений. В этот фонд входят собственно убежища и укрытия. При этом понятие «укрытие» включает в себя и подземное пространство метрополитена, и подвалы жилых домов, и подземные паркинги, и подземные переходы, а также гаражи и другие сооружения, где можно спрятаться в случае опасности. Сюда же относят и так называемые простейшие укрытия -  различные фортификационные сооружения, цокольные или подвальные помещения.

Закон обязывает содержать все эти объекты в соответствующем состоянии. То есть, теоретически, если случилась какая-то беда, скажем выброс вредных веществ на заводе, и пережидать дома это нельзя, любое из убежищ люди должны найти в пригодном виде.

«Содержание сооружений гражданской защиты в готовности к использованию по назначению осуществляется субъектами хозяйствования, на балансе которых они находятся, за счет собственных средств. Информация о размещении и состоянии хранилищ относится к перечню сведений, составляющих служебную информацию, которым предоставляется гриф ограничения доступа «Для служебного пользования». Места нахождения хранилищ приходятся руководителями объектов соответствующих групп населения», - сообщили нам в КГГА. По логике вещей, Кодекс действует на постоянной основе, а потому все убежища должны быть пригодны к использованию в любой момент.

... и реальность

В Киеве еще летом прошлого года вопросом «а куда бежать, если что?» озаботились многие энтузиасты и волонтеры. Через некоторое время они же в интернете начали создавать импровизированные списки столичных бомбоубежищ. Дополняли и исправляли их все желающие пользователи. Позже проблему подняли в СМИ, ведь выяснилось, что далеко не все убежища находятся хотя бы в условно удовлетворительном состоянии, некоторых и вовсе не существует, а в некоторые просто невозможно попасть.

Впрочем, в КГГА сообщают, что развесили информационные листовки на подъездах жилых домов еще в сентябре-октябре прошлого года. Повторно аналогичные объявления появились уже весной 2015-го, вместе с красными стрелками на стенах домов, якобы указывающими путь к ближайшему укрытию. Якобы, потому что в некоторых случаях стрелка указывает на, скажем, гаражи или просто пустырь. Впрочем, хотелось бы верить, что это единичные исключения.

Примерно в то же время на сайте КГГА была опубликована онлайн-карта убежищ, на которой отмечены простейшие укрытия, сооружения двойного назначения и станции метро. Также в открытом доступе есть список всех объектов, считающихся укрытиями, содержащий 700 пунктов. В него добавлены и подвалы, и цокольные этажи зданий, и подземные переходы, и паркинги, и теплопункты и многое другое. Также возле некоторых пунктов есть примечания о том, на чьем балансе находится помещение, а в очень редких случаях, о том, каково же состояние предполагаемого убежища. Так, помещения по адресам улица Осиповского,21, улица Межевая,15, и улица Бестужева, 20 требуют ремонта.

Интересно также, что, судя по этому списку, многие помещения находятся в аренде или и вовсе в частной собственности. Например, убежище, расположенное по адресу улица Ярославская,28-А, представляет собой сараи, принадлежащие местным жителям. По адресу Фрунзе, 127, согласно документу, располагаются супермаркет и частная фирма, по адресу Красноармейская,58 – бар, на Горького,3 – пиццерия, на Саксаганского,40 – кафе-бар, на Льва Толстого,25 – скандально известный караоке-бар.

Администраторы нескольких заведений из этого списка, к сожалению, согласились разговаривать с журналистами только на условиях анонимности. На вопрос, знает ли он, что это заведение является укрытием, один из собеседников ответил, что впервые слышит об этом и никаких распоряжений по этому поводу владелец не давал. Еще в одном баре администратор предположил, что, люди составлявшие список ошиблись, а помещение для укрытия горожан вряд ли может использоваться.

Впрочем, в КГГА сообщают, что обустройство убежищ не закончено. «Продолжается работа по проверке укрытий, приведению их в надлежащее состояние и обеспечение беспрепятственного доступа к ним. Определены места хранения ключей от укрытий, ответственные за их открытие», - отмечают в мэрии. Только вот горожанам эта информация недоступна – на объявлениях, развешанных на подъездах, о том, где же и у кого взять ключ от убежища, нет ни слова. Опять же, по логике вещей, ответственные с ключами должны сами знать, как действовать в случае тревоги.

Немного о просветительской работе

В том же Кодексе гражданской защиты есть и порядок подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Так, для чиновников, ответственных за гражданскую оборону, должны проводить регулярные командно-штабных учения и штабные тренировки.

В свою очередь обучение населения ложится на плечи спасательных служб, местных государственных администраций и органов местного самоуправления. В идеале, все эти мероприятия с той  или иной периодичностью должны проходить на предприятиях или учреждениях и за их пределами. Детей, начиная с  дошкольнят и заканчивая студентами, обязаны знакомить с основам гражданской обороны в учебных заведениях. Также в план обучения входит практическая подготовка к возможным чрезвычайным ситуациям на специальных учениях и тренировках. Более того, имеет место быть и самостоятельное изучение информации о действиях в условиях чрезвычайных ситуаций. Но это, снова-таки, теория. А вот кто-то помнит учения по гражданской обороне?

Потому на практике, пока что, скорее всего, работает только последний пункт – самостоятельное изучение информации, благо, в интернете ее немало.

К слову, о сети. «Информационные мероприятия по вопросам гражданской защиты проводились и будут проводиться в дальнейшем, путем освещения соответствующих материалов с привлечением СМИ, распространение информационных писем и другими способами», - сообщают в КГГА. Также, на их сайте, на сайтах ГосЧС, а также интернет-страницах других государственных учреждений размещены информационные материалы и памятки по гражданской обороне. В том числе обучающие статьи есть и на сайте Учебно-методического центра гражданской защиты и безопасности жизнедеятельности города Киева. Судя, по датам публикации, обновлялись методички в феврале текущего года. Там, к примеру, в материале по поведению в толпе  наряду с другими рекомендациями есть и такой пункт: «посмотрите на вечные облака над вами, улыбнитесь через силу. Вспомните что-то совершенно другое, постороннее, попросите помощи у Всевышнего». Также в рамках защиты жизни и здоровья жителей города на госпорталах есть памятки о том, что делать в случае угрозы теракта, выявления потенциально опасных предметов, возникновения чрезвычайных ситуаций, пожаров или утечки газа.

Что делать?

По всей видимости, гражданскую оборону в Украине сложно назвать системной. Конечно, некие приемы и наработки из советского прошлого все еще живы. Но ведь написать методичку, которую случайно увидит сотня-другая пользователей сети, это не одно и то же, что постоянно и эффективно доносить суть содержания этой методички людям. И не только, когда беда уже пришла в страну.

Печально, что наибольшие всплески активности в плане защиты населения от всяческих угроз по времени сопоставимы с выходом критических статей и сюжетов в СМИ. Мол, нашли корреспонденты затопленный подвал вместо бомбоубежища и показали это по телевизору? Может, и начнут что-то с тем подвалом делать. Возмущаются журналисты тем, что жители города понятия не имеют, где искать убежища? Так давайте, может, нарисуем стрелки на домах.

Можно предположить, что денег на нормальную работу по защите населения в стране нет, ибо идет война. Но эта же война и представляет угрозу не только для киевлян, но и для миллионов украинцев в мирных городах. А гражданская оборона – это то, что очень хотелось бы видеть на учениях с условной опасностью и условными же жертвами. Или лучше надеяться на волонтеров, которые в очередной раз всех организуют, все подготовят, на все соберут денег, всем помогут и найдут ответы на очередное «...а что если?»

Валентина Дудко, ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1561