Все чаще приходится слышать о том, что качество газа, поставляемое в наши квартиры и частные дома, мягко говоря, среднее. Прямых доказательств тому, конечно нет. Ведь от официальных структур, обеспечивающих поставку газа абонентам, было бы странно слышать обвинения в свой собственный адрес. Даже, при условии, что вопросы граждан из серии,  почему чайник приходится греть на плите дольше обычного, почему пламя, исходящее из конфорки давно перестало быть ярко голубого цвета, а в доме холодно, невзирая на шокирующие показания счетчика, не перестают быть актуальными.

Сами же потребители, по мнению многих экспертов, занимающихся не первый год темой энергетики, практически не в силах проверить качество голубого топлива, за которое им ежемесячно приходится выкладывать из своего кармана немалую сумму. Поскольку, де-факто, независимой структуры, которая бы разложила по полочкам, что за газовая смесь дошла до их плит, на сегодня в Украине нет. Заместитель директора научно-исследовательского центра «Психея» Геннадий Рябцев рассказывает, что качество газа формально определяет поставщик. И, к примеру, по свидетельству пресс-службы того же «Киевгаза», оно соответствует установленным нормам. Однако никто не в состоянии проверить эти заявления.

В деталях того, какие схемы могут быть задействованы для снижения калорийности газа при его подаче потребителям, каков контроль качества предоставления этой услуги в Украине и мире и, где украинцам все же искать справедливости, если они усомнились в качестве поставляемого им ныне далеко не дешевого топлива, разбирался ForUm.

Бодяжат ли и чем?

Эксперты уверенны - домыслы, что газ могут разбавлять воздухом, маловероятны. Поскольку смесь метана и кислорода взрывоопасна. Яркий пример – недавняя трагедия на шахте им. Засядько в Донецке.  Однако, по словам специалистов, технологии уменьшения калорийности газа, что приводит к снижению уровня его теплотворности, существуют еще со времен СССР. И не исключено, что к ним могут прибегать и сегодня.

«Они разработаны были в свое время профильными научно-исследовательскими институтами для того, чтобы газ, который шел по магистральным трубопроводам в Западную Европу еще при Советском Союзе имел оговоренную в контракте калорийность. Целый ряд таких установок, наверняка, работает на снижение калорийности газа для украинских потребителей. Понятно, что никто об этом не знает, и никто это не признает», - говорит Рябцев.

О том, что технически возможен вариант разбавления природного газа, который покупает население, говорит и экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко. «Абсолютно ничего не мешает к газу добавлять нечто другое. А там происходит смешение и просто ухудшается, в первую очередь, его теплотворная способность. Это все отражается на экономике котельного хозяйства, на сроке (его. – Ред.) эксплуатации, на всех показателях. И на цене, конечно. А в итоге платит все равно потребитель», - отмечает он.

Не исключено, что одним из таких технических способов, может быть смешивание голубого топлива с инертными газами, которые не имеют ни цвета, ни запаха и по своей  природе обладают очень низкой реактивностью. В частности, специалисты склонны полагать, что в этих целях может использоваться азот, который тоже химически довольно инертен.

 «Что касается азота, да. И это не мои придумки. Понятно, что это не химически чистый азот подается туда. Допустим, никто не будет специально использовать его, поскольку он относительно дорогой. Однако установки для снижения калорийности топлива  существуют. Стоимость их невелика. Они могут выпускаться, в том числе и отечественными предприятиями», - рассказывает Рябцев.

Директор энергетических программ  Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский в свою очередь отмечает, что проблема может быть не только в качестве газа, но и в качестве его подачи. «Может быть снижено давление газа. И соответственно это тоже влияет на расход. Если у вас электрокотел и снижено давление, то расход газа увеличивается», - объясняет эксперт.

Монополистам и карты в руки

Как бы там ни было, но и то, и другое, фактически может являться нарушением прав потребителя. Поскольку существует норматив качества газа, который должен соблюдаться «газовщиками». Эта памятка размещена даже на официальном сайте НАК «Нефтегаз - Украина». И гласит о следующем:

Примечательно, что о допустимом проценте содержания азота в бытовом газе здесь ни слова.

Самое интересное же заключается в том, что жаловаться на плохое качество газа человек должен компании, которая этот самый газ ему поставляет. Дабы избежать кривотолков, приводим цитату из постановления НКРЭ от 29 мая 2003 года N 476 «Об утверждении Порядка возмещения убытков, причиненных потребителю природного газа в результате нарушения газоснабжающей или газотранспортной организацией Правил предоставления населению услуг по газоснабжению». Итак, в одном из пунктов документа указывается: «В случае нарушения газоснабжающей (газотранспортной) организацией требований Правил и договора о предоставлении услуг по газоснабжению потребитель подает газоснабжающей (газотранспортной) организации претензию, составленную в произвольной форме…».

Проверку давления и качественных показателей голубого топлива, поставляемого в квартиру или дом, обеспечивает эта же компания. Мало того, если проверка на физико-химические показатели покажет, что они соответствуют нормативам, то человек должен будет еще заплатить за выполнение этой работы. Во сколько это может обойтись, в документе речь не идет.

Но, судя по словам собеседника из ГП «Укрметртестстандарта», «удовольствие» это - не из дешевых. «Газ состоит из нескольких компонентов. Обычно из 12-ти. Хотя бывает и больше. Измерение одного компонента стоит 430 грн 80 копеек без учета НДС. Это сложная работа…», - говорит он.

Иными словами, может случиться, что потребитель не просто останется при своем мнении о качестве поставляемого ему газа, а еще и вынужден будет выложить немалую сумму из кошелька за «необоснованное беспокойство» и без того занятых сотрудников соответствующих структур.

На этом фоне механизм подобных жалоб эксперты называют попросту бессмысленным. «То есть, по сути дела, пчелы против меда. Тот же облгаз должен вот это контролировать», - говорит Валентин Землянский.

«Можно все что угодно делать, но это бесполезно. Это все равно, что жаловать на чиновника ему же. Смысла никакого нет. Поскольку отсутствует независимый контроль», - сетует Геннадий Рябцев. И тут же добавляет, что монопольная компания сегодня определяет не только качество услуги, но  и цену, порядок ее предоставления, возможность отключения, уменьшения того же расхода в любой момент. «То есть, там вообще очень интересные вещи связаны с тем, каким образом все это ведется. В том числе и этот учет. Но попытки покритиковать эту проблему, включить ее в повестку дня, натыкаются на резкие ответы пресс-офицеров соответствующих структур, которые пытаются уличить экспертов в несостоятельности», - рассказывает специалист.

Власти «удружили»

По словам экспертов, усугубили ситуацию с контролем за качеством поставляемого газа населению и отдельные решения властей. Фактически вышло так, что под грифом борьбы с коррупцией еще больше развязали руки монополистам.

«И до того плохо контролировали», - говорит Алексей Кучеренко, «а сейчас, под лозунгами либерализации и дерегуляции, которые начали внедрять некие деятели, вообще по сути дела, некому контролировать монополиста». «Самое страшное, что произошло – это то, что  летом, в ходе, так называемой административной реформы, сократили все инспекции. Их начали ликвидировать под соусом, мол, они все взяточники. Но взяточником можно быть не только в инспекции, но и в Кабмине, и в Верховной Раде. Да где угодно. И получилось, что сегодня нет государственного органа, который реально имел бы право, особенно по заявкам потребителей, контролировать (качество поставляемого газ – Ред.)», - говорит экс-министр по вопросам ЖКХ.

Солидарен с ним и Геннадий Рябцев, по мнению которого, монополист сегодня пользуется тем, что государство запретило осуществлять проверки качества и безопасности товаров и услуг.

«И, например, переубедить, а вернее заставить распределительные компании пойти на проверки качества, практически невозможно. То есть, единственное, на что они идут – это на то, чтобы пригласить специалистов или экспертов в какую-то местную лабораторию и показать подготовленные заранее результаты», - говорит он. А смысл этих проверок, по словам эксперта, заключается как раз во внезапности и непосредственно у потребителя, а не на магистральных газопроводах. 

«Я вам даже скажу, что ЖЕК некому проверить. Нет сегодня ни одного органа, который мог бы зайти  туда и проверить, к примеру, тариф и его составляющие. Я уже не говорю о монополистах. Тех же энергетиках», - добавляет Кучеренко, отмечая, что, фактически, потребитель остался беззащитным.

Есть ли выход?

Специалисты уверены, что одним из выходов, который может действительно выровнять ситуацию, в частности, защитить права украинцев на получение качественного газа и возможность проверить это,  является переход от учета поставляемых ресурсов в показателях объема  к показателям калорийности. Иными словами, покупать топливо не в кубометрах,  а, к примеру, в  килокалориях.

По словам Кучеренко, в любом цивилизованном государстве газ покупается именно по такой схеме. «То есть, по его реальной теплоспособности», - говорит он, добавляя, что, к примеру, в тех же странах ЕС действуют достаточно жесткие потребительские стандарты.

При этом эксперты не столь оптимистичны в прогнозах относительно внедрения подобных схем расчетов в Украине. «Это глобальный переход и пока, к сожалению, у нас надеяться на него нельзя», - говорит Рябцев.

Собственно, не исключено, что даже, если пойдут разговоры о переходе на новою систему учета, принятие подобного решения начнут блокировать. Ведь, по большому счету, это выгодно лишь потребителям. Интересы же поставщика, по понятным причинам, вероятно, окажутся диаметрально противоположными.

Взять во внимание даже газовые счетчики, которые предлагаются для установки украинцам. Все показания исчисляются исключительно в кубах. Однако, по словам специалистов, существуют и, так называемые, счетчики калорийности. Но о них, увы, мало кто знает. К тому же, до конца не известно разрешены ли они вообще в Украине.

«Мне не известны сейчас счетчики калорийности, которые были бы сертифицированы и рекомендованы для установки. Поскольку мы все платим за кубы газа, а не киллокаллории или гигакаллории, даже механизма такого не предусмотрено», - говорит заместитель директора научно-исследовательского центра «Психея».

Еще одним вариантов выхода из сложившейся ситуации, по словам Рябцева, может стать создание рынка предоставления услуг. «Децентрализация поставок, ликвидация всех этих наростов на газовом рынке в виде облгазов и обэнерго. И, если не ликвидация, то повышение их прозрачности и открытости для институтов гражданского общества. Чтобы каждый мог прийти, посмотреть, заказать услугу, установить и проконтролировать деятельность тех, кто обязан предоставлять ее, а не выкручивать руки и пугать отключением от сети», - говорит он.

Но для принятия решений, которые бы позволили урегулировать подобный механизм деятельности, очевидно, необходима заинтересованность не только простых украинцев.

А пока воз остается и ныне там, эксперты рекомендуют людям стучаться в двери других инстанций и отстаивать свою правоту, если уверены, что качество газа, за который они исправно платят, оставляет желать лучшего.

Так, глава правления альянса «Новая энергия Украины», эксперт Валерий Боровик отмечает, что качество газа, действительно, в основном не удовлетворяет те нормы, которые заложены в показатели поставки данной продукции и поясняет, каким образом это можно проконтролировать. «В первую очередь, есть Комитет защиты прав потребителей. И с ним необходимо работать. Там должны быть специалисты, которые закреплены за этим направлением, и они должны советовать людям куда идти и что делать. Потому что обращаться в газовое хозяйство, которое само поставляет газ, с просьбой проверить качество этого же топлива,  есть нелогичным. И, в принципе, понятно к чему это приведет. Вам всегда скажут, что все нормально. Поэтому, нужно в первую очередь обращаться в ту организацию, которая следит за товарами, поставляемыми людям», - уверен эксперт.

Далее уже может последовать процедура штрафов. Вышеуказанный Комитет, говорит Боровик, должен начать соответствующую процедуру. Хотя уповать на то, что будет стопроцентная гарантия защиты, судя по всему, тоже не нужно. «В основном это мало чем заканчивается, но необходимо настаивать на этом», - рекомендует он.

Второй механизм, по его словам, – это подача иска в суд. «То есть берешь данные, что тебе неправильно поставляется товар, подаешь в суд, выигрываешь его. И дальше, если тебе не компенсируют в денежном  эквиваленте (ущерб. – Ред.) или же не изменяют качество газа, нужно идти в Исполнительную службу, чтобы та выносила исполнительный иск и в принудительном порядке списывать деньги с поставщика товара», - объясняет специалист.

Конечно, все это стоит сил, времени, а, возможно, даже денежных средств. Но, с другой стороны, опускать руки тоже не самый выгодный вариант. Поскольку, с учетом повышения тарифов платить за газ придется в разы больше. А с учетом того, что беспокоит это преимущественно самого же потребителя, то и отстаивать права на качественное предоставление услуги  ему необходимо своими силами. Хотя, конечно, было бы неплохо, если бы и государство наконец обратило внимание на сложившуюся проблему.

Татьяна Мацур, ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3987
Теги