За время руководства Национальным банком Украины Степан Кубив чуть не развалил банковскую систему. Такое мнение высказал экономический эксперт Александр Охрименко.

По его убеждению, НБУ при Кубиве перестал прилагать какие-либо усилия для спасения банков.

«Банкротились и большие, и мелкие банки, причем темпами, которых страна не видела с 2008-2009 года. За почти четыре месяца при Кубиве Нацбанк начал ликвидацию либо же ввел временную администрацию (что почти всегда заканчивается ликвидацией) в 11 банков», - заявил Охрименко.

Между тем, его предшественники Сергей Арбузов и Игорь Соркин, напротив, добились того, что украинцы принесли в банки почти 200 млрд грн и смогли хорошо заработать на процентах.

Так, с декабря 2010 года и до конца февраля 2014 года регулятор ликвидировал всего восемь банков. То есть за три с лишним года — куда меньше, чем при Кубиве, не продержавшемся в кресле председателя и четырех месяцев.

За то время из системы были выведены банки с совокупными активами лишь на 6 млрд грн — почти в десять раз меньше, чем при Кубиве, и при этом за гораздо более длительное время.

Подозрительно, по мнению Охрименко, выглядит политика кубивского НБУ и в отношении спасения банков.

«В то время как одни банки заливают наличностью, другие обрушиваются при бездействии, а то и при активном участии регулятора. Однако получают помощь Нацбанка те банки, чьи владельцы близки к нынешним властям, а рушатся те, владельцы которых поддерживали предыдущую властную команду», - цитирует эксперта Inpress.ua.

Охрименко акцентировал внимание на том, что разница в подходах НБУ при Кубиве и Арбузове по выделению помощи банкам была существенной.

«Во времена Арбузова объемы рефинансирования банков постоянно увеличивались, что позволяло снабжать их доступным ресурсом для выдачи кредитов — а без этого невозможен рост экономики. Объемы рефинансирования банковской системы выросли с практически незаметных 5,2 млрд грн в 2010 году до 97,6 млрд грн в 2012 году. При этом Нацбанк жестко контролировал целевое использование выделенных кредитов, не позволяя этим деньгам вылиться на валютный рынок — и тем самым регулятор сдерживал рост курса доллара. Кроме того, с 450 дней до 5 лет был увеличен максимальный срок предоставления стабилизационных кредитов, что позволило банкам без лишней спешки разработать программу по нормализации своей работы с реальными сроками», - поделился Охрименко.

Между тем, по убеждению эксперта, во времена Кубива никакого роста поддержки банков уже не наблюдалось, хотя ситуация явно требовала этого — учитывая, в какой ситуации оказалась страна из-за Евромайдана и вызванного им спада экономики и оттока капитала из страны. Деньги выделялись по совершенно непонятным критериям, как уже было сказано выше. Но, что хуже всего, Нацбанк утратил контроль за тем, как банки расходуют эти средства. И в результате влитые в банки десятки миллиардов гривен тут же хлынули на валютный рынок: банки принялись скупать доллары и евро, обваливая гривну. В результате Нацбанк при Кубиве собственными руками не только выполнил, но и перевыполнил задание МВФ по обесцениванию национальной валюты.

Охрименко также пояснил, почему НБУ при Арбузове и Соркине обходился без кавалерийских атак на банковскую систему.

«Любые масшабные потрясения на банковском рынке ведут к панике: вкладчики бегут в банки забирать свои деньги, которые затем тратят в основном на покупку долларов и евро и снижают тем самым курс национальной валюты, компании — переводят средства из подозрительных банков в более, как им кажется, надежные. В итоге те банки, которые даже не испытывали никаких существенных проблем до того, из-за неаккуратных действий регулятора, сопровождающихся слухами, тут же оказываются на грани банкротства. А каждое следующее банкротство только подогревает панические настроения.

Результат налицо: только с начала года, с января по май, украинцы вынесли из банков 15,4% всех своих сбережений, которые до того хранились в банках. А за год отток может быть и еще выше. Ведь Верховная рада с подачи НБУ приняла закон, которым проценты с депозитов граждан будут облагаться 15%-ным налогом. И сколько б депутаты и Рада не успокаивали население, что, мол, налоги будут платить банки, в реальности, разумеется, банки переложат это бремя на самих вкладчиков — в том числе за счет снижения процентных ставок. Хранить деньги в банке будет совсем невыгодно. Если сейчас ставки еле-еле соответствуют прогнозируемому уровню инфляции — 17-19% по официальной оценке НБУ — то с учетом нового закона доходы от вкладов не компенсируют даже обесценивания гривны. Неудивительно, если граждане и дальше будут изымать вклады и покупать на все деньги доллары, чтобы сохранить свои сбережения», - поделился эксперт.

С начала 2011 года по начало 2014 года, по данным НБУ, объем депозитов, размещенных в украинских банках, вырос на 61%, до 442 млрд грн. Это прямой результат программы действий, направленных на повышение доверия украинцев к банкам.

Вместе с повышением доверия населения к банковской системе НБУ удавалось выкорчевывать из системы ненадежные банки, а также те банки, которые занимались незаконными операциями. Если на 1 января 2011 года доля просроченной задолженности по кредитам в общей сумме кредитов составляла 11,2%, то на 1 января 2012 года она снизилась до 9,6%, а на 1 января 2013 года – до 8,9%.

«Со сменой власти доля просроченных кредитов вновь стала быстро расти: по данным Нацбанка, в конце мая на них приходилось 10,1% всех кредитов, тогда как в начале года — только 7,7%, или почти на четверть меньше. Кавалерийская атака, которую Кубив называл очищением системы от плохих банков, получается, привела к ровно противоположному результату. Пришедшая на смену Кубиву Валерия Гонтарева заявила, что одна из основных ее задач — как раз борьба с «плохими» активами. Но если эта борьба будет вестись теми же методами, что любил ее предшественник, стоит ждать, что банковской системе станет только хуже.

Понятно, что в таких условиях о восстановлении доверия граждан к банкам говорить не приходится. А это значит, что гражданам стоит забыть о высоких стабильных доходах за счет размещения депозитов, банкам — о развитии своего бизнеса, ведь, не привлекая депозиты, им не из чего будет выдавать кредиты, а предприятиям и частным заемщикам — о доступных кредитах», - резюмировал эксперт.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом