Среди украинцев ширится мода бойкотировать российские товары. В социальных сетях создаются группы с одноименным названием, а их участники уверенно отказываются покупать кофе или печенье, на упаковках которых штрих-код начинается с цифр 4 и 6. Мол, это явный признак того, что товар приехал из России. Впрочем, даже вбив сегодня в Google слово «бойкот», в числе первых ссылок можно обнаружить странички со списками продукции, от покупки которой, по причинам патриотическим, советуют отказаться.

Повод для отказа, судя по лозунгам, прост: откажешься от российских продуктов – предотвратишь поступление налогов в кремлевский бюджет со всеми вытекающими. Хотя эксперты не исключают, что пожинать плоды таких протестных настроений в конечном итоге могут наши же граждане.

Определить количество бойкотирующих достаточно сложно. На одно подобное сообщество в сети приходится от 3 до 13 тысяч человек. Однако говорить об объективности этих цифр нельзя. То, что участник той или иной группы, действительно, отказался от российских товаров – весьма спорно. Ровным счетом, как и то, что  человек, не состоящий ни в одной из таких групп, не поддерживает новое веяние.

Действительно ли бойкот может оказать столь существенное экономическое влияние и оправданы ли такие средства? В этом вопросе разбирался ForUm.  

Экспертное заключение

Импорт потребительских товаров российского производства в Украину несущественен. По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, доля продуктов питания, экспортируемая из России, также очень мала. К примеру, по тем же кондитерским изделиям, в цифровом соотношении этот показатель не дотягивает и до 1%.  

По словам директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, в целом Россия поставляет до 5% своего экспорта Украине. В то же время, по итогам прошлого года, доля товаров, отправляемых из нашей страны в РФ, составила четверть от общего объема экспортируемой продукции. Соответственно, несложно подсчитать степень зависимости.

При этом экономисты отмечают, что основной объем импорта от восточного соседа приходится на нефтепродукты и природный газ. А уж от них отказаться достаточно сложно. Даже, если вы решили бойкотировать какую-то конкретно взятую сеть АЗС. «Безусловно, такие шаги имеют право на существование, хотя опыт показывает, что люди все-таки голосуют кошельком: за более дешевый товар, нежели соотношение качества и цены. Поэтому сказать о том, что граждане откажутся от приобретения товаров определенной нефтяной компании, если их будет устраивать цена, это вряд ли. Я уже не говорю о ситуациях, когда человек едет и тут оказывается, что у него пустой бак (а поблизости только эта заправка – Ред.)», - говорит экономический эксперт Борис Кушнирук.  Кроме того, энергетический рынок очень взаимосвязан. Та же Беларусь покупает у соседней России нефтепродукты для дальнейшей их переработки и отправки на экспорт.

К слову, потребитель ведь не всегда может отследить происхождение сырья, из которого производится продукция в Украине. На этикетке указывается состав, но не страна – поставщик сырьевой продукции.

Отсюда вывод: столь сильного влияния на бюджетное наполнение РФ, на что рассчитывают активисты, бойкот вряд ли может оказать. И рассматривать его можно скорее в психологической плоскости, нежели экономической.

К тому же, стоит добавить, что согласно результатам исследования GfK Ukraine, обнародованных в СМИ, кампания бойкотирования довольно неоднородна в региональном разрезе. К примеру, в апреле жители центра Украины на российские товары потратили на 24% меньше, чем в марте. В свою очередь киевляне и жители западной части Украины сократили свои расходы на эту продукцию на 16%. На востоке в этом же месяце потратили на 6% меньше. А у потребителей северных областей этот показатель снизился всего на 1%. 

Ритэйловские  настроения

Как же подобные маневрирования  могут отразиться на украинской стороне? Казалось бы, вопрос не имеет под собой оснований. Отказываемся от российской продукции – выбираем аналогичный товар отечественного или другого производства и проблема решена. Действительно, с учетом того, что потребительских товаров российского производства не так уж много на нашем рынке, особого удара не произойдет. Предприниматели, вроде бы, тоже особо не пострадают.

В сфере розничной торговли отмечают, что особых потерь не понесут, как раз потому, что доля российской продукции на прилавках достаточно мала. Конечно, судить о рынке в целом сложно, так как не все торговые сети идут на контакт. К примеру, ответов от «Billa», а также торгово-промышленной группы «Fozzy Group» на момент выхода материала так и не было получено.

В то же время в отделе по работе со СМИ ООО «Фудмаркет» сообщили, что доля российских товаров, реализуемых сетью, составляет до 5%. При этом на сегодня снизился объем их закупки.

«Снизились (закупки – Ред.), покупатели отдают предпочтение украинским товарам, российские залеживаются. В итоге, из-за отсутствия спроса товар изымается из ассортиментной матрицы», - сообщили там.

Еще меньше российской продукции, а, соответственно, и предостережений на счет последствий бойкота, в торговой сети «АТБ».

«Ассортимент продовольственных товаров импортируемых из России в торговой сети «АТБ»  - незначительный. Это бакалея, кондитерские изделия, минеральная вода и рыбные консервы, что составляет на сегодня менее 1% от общего ассортимента. В последние месяцы спрос на эти товары снизился», - сообщила  начальника отдела по связям с общественностью и прессой корпорации «АТБ» Анна Личман.

Социальный аспект

В то же время экономисты говорят о возможной ответной реакции со стороны РФ, которая нам не на руку. «У нас есть малый и средний бизнес, который завязан на поставках продукции из России. Да, действительно, у него могут быть проблемы. Но, опять же, они в основном продают китайские, вьетнамские, турецкие и, собственно, украинские вещи. Мы пострадать можем в другом. Грубо говоря, если мы будем проводить такую политику, то Россия может принять превентивные меры и отказаться покупать наши продукты питания. Вот тогда наша экономика просто рухнет. И в таком случае мы просто себя накажем», - отмечает Александр Охрименко.

В свою очередь Олег Устенко прогнозирует серьезное падение украинского экспорта на территорию России в текущем году. «Большей частью это вызвано ограничениями, которые вводит против нас РФ. Это так называемые ограничения нетарифного характера»,  - говорит эксперт.

Не стоит также забывать, что в филиалах компаний, магазинах, торгующих российским товаром, и отделениях банков работают украинцы, на которых любые негативные подвижки отразятся в первую очередь.

«В российских банках работают украинские граждане. Соответственно, если это российская фирма и она уходит с украинского рынка, то увольняются украинские сотрудники. В этом плане может нести потери не только российская сторона, но и украинская тоже», - объясняет директор экономических программ украинского института публичной политики Ильдар Газизулин.

Солидарен с ним и Борис Кушнирук. «Нужно понимать, что если, к примеру, магазин продает российскую одежду и он лишается покупателей, то  он вынужден будет закрыться. В этом случае сотрудники остаются без работы. То есть, исходя из этой точки зрения, могут пострадать и украинские граждане», - резюмирует эксперт.

Что ж, остается ответить на вопрос: всегда ли цель оправдывает средства? 

Татьяна Мацур , ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

20749