Полный разрыв украинско-российских отношений на данном этапе не только нецелесообразен, но и невозможен. Такое мнение в интервью приложению «Капитал 500» высказал бывший первый вице-премьер Сергей Арбузов.

По его словам, такой сценарий невозможен хотя бы по той причине, что нормальная жизнедеятельность отечественной экономики невозможна без российского газа. «Сегодня обсуждаются различные варианты альтернативных поставок энергоносителей. Все они имеют право на жизнь, но в итоге смогут лишь снизить зависимость Украины от российского газа, а не ликвидировать ее полностью. Для глобального решения этого вопроса необходима реализация масштабных проектов, которые потребуют существенных финансовых и временных ресурсов. Речь идет даже не о годах, а о десятилетиях», – отметил политик.

«Что касается возможного развития ситуации при не полностью перекрытой границе, но с существенным ограничением торговли, то «репетицию» мы могли наблюдать в августе-сентябре 2013 г. во время так называемой торговой войны. По различным оценкам, страна недополучила до $ 2 млрд. В целом объем экспорта украинских товаров в Россию в период 2011-2012 гг. составлял порядка $ 17,5-20 млрд. Это 25-29 % всего украинского экспорта. Оперативно найти альтернативные рынки сбыта для такого объема не представляется возможным», – заявил он.

«Если инициатива ограничения торговли будет исходить от России, то сможет ли нам чем-то помочь ВТО? Теоретически — да, практически — нет. Государство для защиты интересов национальных производителей на внешних рынках может инициировать рассмотрение дела в рамках процедуры рассмотрения споров в ВТО. Но сначала мы должны будем как минимум аргументировать свою позицию — почему предпринятые Россией меры противоречат соглашениям Всемирной торговой организации. Если аргументация будет достаточной, то рассмотрение вопроса может затянуться на длительный срок. Допустим, что по его истечении ВТО примет решение потребовать от нашего соседа отменить или изменить те или иные нормативные акты. Но такое решение организации будет носить рекомендательный характер: принудительного порядка выполнения в ВТО по сути не существует, поэтому некоторые решения так и остаются нереализованными или их выполнение затягивается. Подразумевается, что невыполнение рекомендаций грозит государству-нарушителю потерей доверия других стран — членов ВТО. Но ситуация с теми же санкциями доказала: если Россия идет на принцип, то подобная «страшилка» ее вряд ли остановит», – подчеркнул Арбузов.

В то же время, по мнению политика, если говорить о замене России на Евросоюз в качестве торгового партнера, то это неосуществимо. «По крайней мере, на данном этапе развития отечественной экономики и с существующим структурированием нашей внешнеэкономической деятельности. Можно рассуждать об объемах нынешнего экспорта и потенциале рынков России и ЕС, можно рассуждать о проблемах качественного несоответствия украинской продукции запросам европейского потребителя. Но главная проблема заключается в гораздо более банальных и прозаичных вещах. Украина поставляет в Россию и Европу совершенно разные товары. Практически 40 % всего объема экспорта в Российскую Федерацию дает машиностроение, то есть отрасль с высокой добавленной стоимостью. Тогда как Евросоюз покупает у нас сырье: металл (26,2 %), руду (10,5 %) и зерно (10,3 %). Следовательно, экспорт украинских товаров в Россию преимущественно более высокодоходный, нежели в страны ЕС», – отметил Арбузов.

«Не стоит забывать также и о кооперации с Россией во многих ключевых для украинской экономики отраслях. Самые показательные примеры — вертолетостроение и авиапром. Так, в производстве Ан-148 принимают участие 126 российских предприятий. А для украинского предприятия «Мотор Сич» российские контракты составляют до 70 % выручки», – подчеркнул бывший первый вице-премьер.

Кроме того, отвечая на вопрос, может ли экономика Украины выжить при заявленных Россией ценах на газ, тем более при принципе авансовых платежей, он заявил: «Для Украины, неспособной в нынешней ситуации платить за топливо, переход на авансовую систему платежей означает фактическое прекращение поставок газа и в результате — срыв подготовки к отопительному сезону, остановку промышленных предприятий (особенно тех, которые используют газ как сырье), удар по будущему урожаю, невозможность обеспечивать транзит газа в Европу в полном объеме и пр».

«Решение России можно критиковать как излишне жесткое, однако оно стало закономерным итогом безответственной политики украинских властей, длительное время делавших вид, что вопрос поставок газа рассосется сам собой. Нельзя бесконечно долго прятать голову в песок. Глупо верить в то, что кто-то решит проблему за нас, отстоит вместо правительства Украины национальные интересы. Этого не будет. Более того, как только Европа осознает нависшую над ней угрозу остаться без топлива, она сама побежит к России договариваться. Но договариваться не за нас, а в обход нас. Потому что правительства европейских государств интересы собственного народа ставят во главу угла. Это закон рыночных джунглей: живем вместе, умираем врозь. Политические убеждения, споры вокруг цены, объемов закупки топлива имеют право на жизнь, однако они оправданны только до того момента, пока не ставят под угрозу нормальную жизнедеятельность экономики, которая невозможна без российского газа», – заявил Арбузов.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

470